Минэнергетики Болгарии в шоке от высказываний премьера
Комментируя заявление премьер-министра Бойко Борисова о замораживании проекта Бургас-Александруполис, Т.Трайков заявил: "Я не могу поверить, что он (премьер-министр) это сказал".
Ранее сегодня болгарский премьер заявил, что София отказывается от проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис по экологическим соображениям. По словам Б.Борисова, жители региона Бургас выступают против строительства трубопровода, поскольку он может нанести урон черноморскому побережью Болгарии и туристской индустрии. Кроме того, Б.Борисов сообщил, что проект строительства АЭС "Белене" будет заморожен до тех пор, пока не прояснится его конечная стоимость и не будет найден стратегический инвестор.
В начале июня российский министр энергетики Сергей Шматко отмечал, что проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис может быть заморожен, работы по реализации проекта и так практически свернуты. По словам С.Шматко, пока не выяснится позиция Болгарии, Россия может прекратить финансирование проекта.
Трехстороннее соглашение между Россией, Болгарией и Грецией было подписано в марте 2007г. Российскому трубопроводному консорциуму "Бургас-Александруполис" принадлежит 51% проекта. В состав консорциума входят "Транснефть", "Роснефть" и "Газпром нефть". Греческая доля в размере 24,5% распределена между компаниями Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством республики (1%). Долей в размере 24,5% владеет также болгарская проектная компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".
Нефтепровод протяженностью 285 км и предварительной стоимостью около 1,5 млрд евро должен пройти по территории Греции и Болгарии. Его проектная мощность на первом этапе составляет 35 млн т в год с возможностью увеличения до 50 млн т. Нефтепровод позволил бы поставлять российскую и казахстанскую нефть в Европу в обход турецких проливов.
После выборов в Болгарии и прихода нового правительства в августе прошлого года представители новой власти стали заявлять, что этот проект невыгоден Болгарии как чисто транспортный, что они хотят видеть в нем "энергетическую составляющую".