Книга жалоб-2016: какой помощи бизнесу Борис Титов попросит у президента
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов 26 мая представит президенту Владимиру Путину ежегодный доклад о проблемах российского бизнеса, сообщил в среду сам омбудсмен. РБК ознакомился с 170-страничным проектом ключевого раздела этого доклада под названием «Книга жалоб и предложений российского бизнеса-2016».
Как следует из документа, в «Книгу жалоб» были включены 231 системная проблема и 460 предложений по их решению. Проблемы сгруппированы по 30 направлениям, в их числе, к примеру, борьба с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, противодействие коррупции, защита прав иностранных инвесторов. Проблемы были выявлены после обработки 25,4 тыс. обращений от предпринимателей, учитывались результаты двух федеральных опросов среди «собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний» (в одном из них принимали участие 4,2 тыс. респондентов).
«Мы обратили внимание на то, что этот доклад готов. Безусловно, он будет докладываться главе государства, предстоит очень внимательно с ним ознакомиться», — сказал в среду пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
РБК выделил несколько ключевых предложений из самых разных областей.
Расширить «надзорные каникулы»
Бизнес не выдерживает гнета проверок и административного контроля, надзорная деятельность превратилась в огромный неэффективный механизм, ориентированный только на «самовоспроизводство», поэтому нужно радикально сокращать контрольно-надзорные мероприятия, говорится в докладе. Официальные данные по количеству проверок представляются авторам доклада заниженными: так, по информации Минэкономразвития, в 2014 году прошло около 2 млн проверок бизнеса, а по результатам опроса малых и средних предприятий, проведенного институтом бизнес-омбудсмена, их число доходит до 9 млн.
В докладе предлагается сократить количество проверок в два раза и вдвое снизить размер административных штрафов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для надзорных органов предлагается установить ключевые показатели эффективности, а для проверяющих инспекторов ввести персональную ответственность за незаконное вмешательство в работу компаний. Массовые внеплановые проверки предлагается проводить только с санкции президента или Генеральной прокуратуры.
С 2016 года действует трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса — это была идея Путина, предложившего «надзорные каникулы» в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года. Но сфера применения моратория существенно ограничена: он действует только в отношении малого бизнеса и только в отношении плановых проверок, к тому же под действие «каникул» подпадают далеко не все виды предпринимательской деятельности.
Авторы доклада предлагают «расширить» сферу применения «надзорных каникул»: в частности, распространить их на средние предприятия (к ним относятся компании с годовой выручкой до 2 млрд руб.). По данным Росстата на конец 2014 года, средние предприятия составляют всего лишь 0,3% в общем количестве субъектов малого и среднего бизнеса (МСП), хотя на их долю приходится 12% всего оборота сектора.
Реформировать РЖД
Авторы доклада критикуют деятельность «Российских железных дорог»: тариф на грузоперевозки и порядок использования железнодорожной инфраструктуры существенно сдерживает развитие несырьевых секторов экономики, проблема усугубляется низкими темпами строительства дорог.
Предложения авторов доклада — передать часть функций планирования, финансирования и реализации проектов от РЖД напрямую уполномоченному органу власти. Он должен выступать заказчиком крупных проектов и оценивать долгосрочную потребность бизнеса в грузоперевозках.
Инвестпрограмма РЖД на 2016 год составляет 432 млрд руб., крупнейшие проекты монополии — модернизация Байкало-Амурской магистрали. За 2015-й на железных дорогах было перевезено 1,2 млрд т грузов, что на 1% больше, чем годом ранее. Президент РЖД Олег Белозеров говорил в начале мая, что постепенно растет скорость доставки грузов. В апреле 2016 года она составила 366 км/сут., что на 6% выше, чем годом ранее.
Инвестиционная программа и крупнейшие инфраструктурные проекты РЖД обсуждаются на совете рынка потребителей РЖД, туда входят крупнейшие грузоотправители и это всех устраивает, напоминает гендиректор INFOLine Михаил Бурмистров.
Гендиректор «Первой грузовой компании» (ПГК) Олег Букин говорит, что РЖД постепенно улучшает ситуацию с грузоперевозками. Например, скорость движения полувагонов в 2015 году выросла на 10%, что позволило ПГК увеличить доходность, не повышая тариф для отправителей грузов. РЖД старается конкурировать с автомобильным транспортом, подтверждает Бурмистров.
В РЖД и Минтрансе комментировать возможную реформу отказались. Сотрудник аппарата правительства говорит, что предложения Титова в правительстве не обсуждались. Собеседники РБК сомневаются, что они будут реализованы. «Тариф на грузовые перевозки устанавливает не РЖД, а правительство, а именно от тарифа во многом зависят инвестиционные возможности монополии», — отмечает чиновник.
Решить проблему дольщиков
Главная проблема строительной индустрии, по мнению омбудсмена, — поправки в закон о долевом строительстве, предусматривающие зачисление денежных средств покупателей квартир на специальные счета в кредитных организациях. Согласно законопроекту, застройщики не смогут пользоваться этими средствами до сдачи объектов. «Механизм перечисления денежных средств участников долевого строительства на счета эскроу в банках приведет к сокращению объема инвестиций в строительной отрасли и снижению конкуренции», — указывается в докладе.
По мнению Титова, необходимо отложить принятие законопроекта в части введения счетов эскроу до создания эффективно работающей системы страхования рисков, создания централизованных страховых институтов. Кроме того, законопроект о долевом строительстве должен предусматривать предоставление застройщику целевого кредита на строительство многоквартирных домов, считает Титов.
«На сегодняшний день застройщикам недоступно проектное финансирование, поскольку процентные ставки по кредитам составляют 15% и выше, — комментирует президент группы «Мортон» Александр Ручьев. — Мы предлагаем принять программу национальных кредитов, в рамках которых застройщик мог бы взять государственный кредит в размере 7–9%».
Также Ручьев предлагает расширить возможности программы военной ипотеки, предусматривающей погашение ипотеки за счет государства. «Было бы хорошо расширить эту программу за счет сотрудников МВД и МЧС, работников бюджетной сферы», — говорит Ручьев.
Наиболее острые проблемы для отрасли сегодня связаны с долевым строительством и строительством социальных объектов, считает гендиректор компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук. «По нормам застройщик должен построить определенное количество школ и детских садов, исходя из построенных квадратных метров жилья, — объясняет она. — Но по факту эта школа или детский сад бывают не нужны, поскольку в некоторых случаях город и так способен обеспечить район этими объектами. Такой садик — настоящая головная боль для девелопера».
Снизить нагрузку на ретейл
Розничный бизнес столкнулся с крупными финансовыми и временными затратами во время внедрения государственных автоматизированных систем учета — ЕГАИС (для контроля за оборотом этилового спирта), «Платона» (для взимания платы за проезд по федеральным трассам), системы электронной ветеринарной сертификации и других. Титов предлагает законодательно закрепить механизмы налогового вычета в полном объеме затрат компаний на внедрение систем, синхронизировать отчетность, которая формируется в рамках всех этих систем, установить тестовые и переходные периоды.
Председатель координационного совета Союза независимых сетей России и совладелец сети «Семья» Олег Пономарев говорит, что хотя бизнес и «смирился и пережил эти нововведения», важны любые предложения, которые помогут снизить налоговую нагрузку на отрасль.
Топ-менеджер одной из крупных российских сетей считает, что проблема для бизнеса даже не в том, сколько компании заплатили за внедрение новых систем, а в технической надежности этих технологий. «Мы сканируем [в ЕГАИС] бутылку, и система показывает, что эта марка уже была продана. Куда с этим бежать? Что делать с пересортицей, которая есть у каждой торговой компании?» — жалуется он.
В докладе предложено ввести тестовый период для «Платона», внедрение которого, по подсчетам омбудсмена, повлекло увеличение розничных цен на 2–5%. Кроме того, предложено сохранить действующий тариф до 1 января 2019 года и не допускать распространение системы на дороги регионального значения.
«Политика установления взаимных санкций и высокий темп инфляции, связанный с ростом затрат производителей, привели к существенному росту цен на потребительские товары. Это в свою очередь вызвало волну проверок торговых предприятий: ФАС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Генпрокуратуры и других», — говорится в докладе. Титов настаивает на «жестком прекращении нарастания количества проверок».
Пересмотреть систему охраны авторских прав
Авторы доклада уверены: действующая в России система по управлению авторскими и смежными правами ведет «к высоким рискам нарушений» из-за своей непрозрачности и противоречит международной практике и правилам ВТО, членом которой Россия является с 2012 года. Необходимо пересмотреть действующую систему коллективного управления: в частности, отказаться от бездоговорного управления правами, провести проверку текущих «кабальных» версий соглашений с авторами и схем распределения выплат, а также побороть сложившуюся на рынке монополию.
Сейчас права авторов «автоматически» защищают в основном три аккредитованные государством организации — Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Авторы доклада предлагают заменить действующую модель управления правами либо на систему, по которой авторам будут компенсировать убытки после нанесения ущерба, либо на «страхование» будущей ответственности — по аналогии с существующей системой сбора 1% с производителей аудио- и видеотехники (этот «налог на болванки» собирает РСП). За право собирать этот сбор на рынке должны конкурировать множество организаций.
Вопрос регулирования интеллектуальной собственности и реформирования системы авторских прав актуален, говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. В действующем законодательстве существует «много коллизий», которые «не способствуют повышению прозрачности». Левова считает, что управлением правами должны заниматься частные организации — «по правилам капитализма бизнес должен бороться за клиентов», то есть авторов и правообладателей.
Избавить бизнес от бумажной волокиты
Есть в докладе предложения, касающиеся взаимодействия госорганов и бизнеса. Сейчас, указывают авторы, при обращениях необходимо использовать бумажные версии документов, хотя в повседневной деятельности компании работают с их электронными копиями. Расходы всех экономических субъектов на хранение, обработку и уничтожение бумажных документов эксперты оценивают в 300 млрд руб. в год, указано в докладе.
Авторы предлагают законодательно запретить хранение физических копий после появления их цифровых версий и обязать госорганы принимать от бизнеса электронные документы. Подобная мера поможет российским компаниям сократить соответствующие издержки до семи раз, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников, уточняя, что оператор поддерживает эту инициативу. На изготовление, подписание и передачу одного бумажного комплекта документов среднее предприятие в России тратит около 30 руб., тогда как электронный комплект обычно стоит от 4 до 7 руб., при этом за год подобная компания оформляет около 1–1,5 млн документов, говорит Солодовников.
При участии Ирины Юзбековой, Елизаветы Архангельской, Яны Милюковой
Как Владимир Путин обещал помогать бизнесу
В 2016 году
На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
«Российский бизнес стал более ответственным и зрелым, растет число отечественных компаний, которые работают по прозрачным и цивилизованным правилам, выполняют свои обязательства перед государством, перед обществом, ну и самое главное обязательство — исправно платят налоги».
«Хочу, чтобы вы знали, что мы постоянно думаем над тем, как снизить фискальную нагрузку. Это правда, это не шутка».
На заседании предпринимательского форума «Малый бизнес — национальная идея»
«Два последних года были достаточно сложными для экономики. Объективные трудности затронули практически все ее секторы. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый».
«Мы, безусловно, продолжим формировать механизмы, которые позволят продолжить движение вперед (предпринимателей), такие, в частности, как Корпорация развития малого и среднего предпринимательства. На ее базе сконцентрированы все инструменты поддержки бизнеса — финансирование, юридическая помощь, информационный маркетинг».
В 2015 году
На встрече с крупными предпринимателями в рамках недели российского бизнеса, организованной РСПП
«Дальнейшее расширение свободы для бизнеса — лучший ответ на все внешние вызовы и ограничения».
На заседании Госсовета
«Государство, все уровни власти, должны сделать все возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы правила и законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалось честная и открытая конкуренция, и никто не мешал работать, не лез с «крышеванием», не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги».
«Я прошу руководителей регионов со всей ответственностью подойти к этой задаче, настроить свои команды на результативную работу, не отмахиваться от этого, как от чего-то второстепенного. Вы лучше знаете, что следует сделать для создания на своей территории более комфортного делового климата. Нужно такой работой заниматься вплотную, проявлять инициативу, быть в постоянном диалоге с бизнес-сообществом. Скажу еще об этом чуть позже, но совершенно очевидно, что нужно создавать некоррупционные прозрачные механизмы воздействия на бизнес. Нужно честно, без ссылок на объективные трудности, проанализировать положение дел в каждом регионе, и не для отчета, а для дела, для страны и для людей, устранить все препятствия, которые мешают работать бизнесу. Должны быть назначены конкретные люди, персонально отвечающие за решение этой проблемы. Причем, подчеркну еще раз, все эти механизмы должны быть прозрачными, не нужно создавать какие-то структуры, чтобы они с бизнесом работали, вымогая что-то или ставя кого-то в сложное положение».
«Нужно предметно заниматься такими проблемами, как привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение доступа к заказам государственных компаний. Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться — не страшно. Не нужно будет тратить время и силы на сбор справок, достаточно будет купить патент и приступить к работе».
В 2014 году
На большой пресс-конференции
«Что нужно для будущего нашей экономики? Нужно создать благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечить свободу предпринимательства, нужно гарантировать собственность, нужно перестать с помощью правоохранительных органов гонять всех, кто не понравится. И использовать эти инструменты для конкурентной борьбы».
В послании Федеральному собранию
«Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр — с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку».
В 2013 году
В послании Федеральному собранию
«Особого внимания требует система контроля надзорных органов. В таких структурах у нас занято, по разным подсчетам, все равно около миллиона человек. Необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах».
В 2012 году
В послании Федеральному собранию
«По-прежнему чувствительная тема для предпринимателей — это избыточное внимание со стороны разного рода контролеров. <…> работа по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных структур должна быть продолжена. Предлагаю создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер».