Малый бизнес назвал главные проблемы конкуренции в госзакупках
Объединение «Опора России» направило в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо, в котором рассказало о главных проблемах конкуренции, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия (МСП) в сфере госзакупок. Организация предлагает учесть данные при подготовке ежегодного доклада ФАС о состоянии конкуренции.
ФАС с июля готовит стратегические документы по антимонопольной политике — проект президентского указа «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики» и проект Национального плана развития конкуренции на 2017–2018 годы. Служба намерена предложить меры по снижению доли государства в экономике, совместной работе с силовыми ведомствами, тарифному регулированию, а также выходу государства из компаний, работающих в конкурентных отраслях. Необходимость развивать конкуренцию в России отметил президент Владимир Путин в рамках послания Федеральному собранию. «Главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах. Прежде всего это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата», — сказал президент.
В письме в ФАС «Опора России» уделяет особое внимание проблемам конкуренции в сфере госзакупок. В июне 2016 года правительство приняло стратегию развития МСП до 2030 года, одно из направлений стратегии — постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно действующим правилам госкомпании должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн руб., то есть прямые закупки у МСП) и 18% — от общего объема заказов. С 2018 года доля прямых закупок увеличится до 15 и 25% от общего объема.
Крупные госкорпорации открыли для публичного доступа списки закупок, признает в письме «Опора России», это значительно упростило поиск контрактов для предпринимателей. Но почти все крупные заказчики требуют пройти добровольную сертификацию: поставщик должен доказать свое соответствие стандартам заказчика. Сертификат можно получить в организации, одобренной заказчиком, а стоимость этой услуги может доходить до 1,5 млн руб., следует из документа. «Если предприниматель получил сертификат соответствия у организации, аккредитованной государством, то он может продавать свою продукцию любому заинтересованному лицу. Но в случае дополнительного требования заказчика получить сертификат <…> предприниматель должен оплатить и получить второй сертификат на ту же продукцию», — говорится в письме. Фактически предприниматель каждый раз платит, если работает с заказчиком, у которого есть своя система сертификации, отмечают предприниматели.
Часто к товарам и услугам госкомпании предъявляют необоснованные требования, процесс сертификации намеренно затягивают в интересах других организаций, пишет «Опора России». «Учитывая специфику товаров, поставляемых именно малыми и средними предпринимателями, стоит отметить, что зачастую предмет закупки не требует «особых» процедур сертификации», — отмечается в документе. Сертификат может позволить себе не каждая компания, а иногда это требование противоречит здравому смыслу, соглашается руководитель центра сопровождения торгов «СКБ Контур» Станислав Шиляев. «Излишние требования к поставщику, дорогие сертификаты — эти сценарии позволяют ограничить круг участников торгов, использовать коррупционные схемы», — поясняет он. Объединение МСП призывает провести ревизию систем добровольной сертификации и сделать их требования более открытыми.
Также предприниматели призывают выработать меры для сокращения числа недобросовестных поставщиков. Несовершенство действующего законодательства в сфере госзакупок помогает побеждать в торгах за счет ценового демпинга, считают в «Опоре России». В некоторых отраслях снижение цены контракта составляет 60% и выше, говорится в письме организации. «Право на заключение госконтрактов зачастую выигрывают компании, не имеющие подготовленных кадров и соответствующих ресурсов для их исполнения», — отмечается в документе. Значительно снизить цену контракта позволяет использование дешевой рабочей силы, подтверждает Шиляев. Наиболее распространено это в сферах строительства, ремонта, услуг охраны, перевозок, озеленения и клининга, говорит эксперт.
Предприниматели в письме отмечают, что «формальные» победители конкурсов часто предлагают исполнение контракта другим организациям, но по цене ниже рыночной. Это снижает качество исполнения госконтрактов, а заказчики жалуются на плохое качество услуг и низкий уровень ответственности исполнителей. Сейчас единственная санкция для таких компаний — внесение в реестр недобросовестных поставщиков, что лишает компанию возможности участвовать в закупках. Но это ограничение легко обойти, создав новое юридическое лицо, поясняет Шиляев.
Еще одна проблема МСП в госзакупках, на которую указывает «Опора России», — получение лицензии на допуск к государственной тайне. Такая лицензия может потребоваться для заключения госконтрактов, которые предполагают работу на режимных объектах или связаны с защитой гостайны.
«Опора России» указывает на противоречие в правилах, регламентирующих порядок получения таких лицензий. «Организация может получить допуск к государственной тайне только после заключения контракта с заказчиком работ, для заключения которого предварительно требуется наличие лицензии на проведение работ, связанных с государственной тайной», — говорится в документе. Есть случаи, когда текст контракта сформулирован некорректно, из-за чего ответственные органы не могут подтвердить степень секретности. В результате компания не может собрать полный комплект документов и получить лицензию.
Получение лицензии требует терпения, согласен эксперт «СКБ Контур», но фактически компании уже научились обходить эту проблему. «Проблемный момент для получения лицензии — показать наличие заказа. Но в этом случае достаточно предоставить письмо от любого заказчика, согласного подтвердить необходимость данной лицензии, а также намерение подписать контракт», — поясняет Шиляев. Далеко не все заказчики готовы идти на такие уступки, тем более что сути проблемы это не меняет, признает эксперт. «Опора России» предлагает рассмотреть вопрос об изменении самой процедуры получения лицензии.