Эксперты PwC пообещали российской экономике низкий рост ВВП до 2050 года
Европа отступает
Страны с формирующейся рыночной экономикой, такие как Индонезия, Бразилия и Мексика, имеют достаточный потенциал для того, чтобы уже к 2030 году обогнать страны Западной Европы – Великобританию и Францию – по объему ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности. А к 2050 году Индонезия способна достичь четвертой позиции в глобальном списке при условии, что она «продолжит осуществлять политику, направленную на создание условий для экономического роста в стране», пишут авторы доклада PwC «Мир в 2050 году».
В аналогичном обзоре двухгодичной давности исследователи отмечали, что вклад развивающихся стран в глобальный экономический рост становится все более заметным. Впрочем, они не спешили делать на этом акцент как на долгосрочной тенденции – замедление роста развитых стран они объясняли посткризисными явлениями, а развивающимся экономикам предрекали скорые проблемы роста.
Глобальные лидеры
Зато почти слово в слово из прошлого доклада в нынешний перекочевал прогноз о том, что Китай, США и Индия, несомненно, будут самыми крупными экономиками мира. И тогда, и сейчас эксперты оценивали, что разрыв между этой тройкой стран и остальными экономиками будет нарастать.
Сегодня Китай и США с почти одинаковым размером ВВП – на вершине рейтинга, следом с более чем двукратным отставанием находится Индия. Занимающую четвертую строчку Японию она опережает по размеру ВВП в полтора раза. К 2030 году разрыв между двумя этими странами и вовсе достигнет почти трехкратного значения, следует из доклада. К 2050 году топ-3 стран по объему ВВП останется неизменным с той лишь разницей, что Индия подвинет США со второго места, считают эксперты PwC.
На четвертую строчку поднимется Индонезия, которая по объему ВВП отстанет от находящихся на третьей позиции США в 3,5 раза. На перспективы Индонезии взгляды исследователей за два года заметно изменились – в 2013 году они предсказывали стране лишь восьмое место в глобальном рейтинге к 2050 году.
Аргентина в минусе
В противоположность Индонезии Аргентина за два года оказалась в долгосрочном рейтинге сразу на десять строк ниже. В 2013 году страна занимала 19-е место в мире по размеру ВВП, и экономисты PwC ожидали, что в 2050 году она замкнет первую двадцатку. Согласно новому докладу, страна по итогам 2015 года окажется на 24-й позиции рейтинга, а к 2050-му и вовсе опустится до 30-й. Это максимальное падение среди 32 экономик, проанализированных PwC.
С момента выхода прошлого доклада Аргентина пережила 20-процентную девальвацию своей национальной валюты в конце января 2014 года. В марте ВВП страны снизился на 0,9% в годовом исчислении – впервые с 2012 года. В том же месяце агентство Moody's понизило ее кредитный рейтинг до «мусорного» уровня. По оценкам агентства, правительству предстоит выплатить более $20 млрд долгов в 2014 и 2015 годах. Валютные резервы страны при этом составляли всего порядка $28 млрд.
Россия в отстающих
Россия с ВВП в $3559 млрд в 2015 году займет шестое место в глобальном списке по уровню ВВП следом за Германией. К 2030 году немецкая экономика, напротив, окажется на строчку ниже российской (седьмое и восьмое места соответственно), обе страны уступят свои позиции Индонезии и Бразилии. К 2050 году ВВП России, по оценке PwC, дорастет до $7575 млрд. К этой дате ее обойдет Мексика и отодвинет на восьмое место, указывают исследователи.
По темпам роста ВВП Россия заметно отстанет от стран БРИКС. В перспективе до 2050 года средний темп прироста реального ВВП составит 2,1%. По темпам роста до 2050 года она окажется ближе не к БРИКС, а к замедляющимся европейским экономикам. Они, по оценке авторов доклада, за тот же период покажут средние темпы прироста на уровне 1,5–2% в год.
В докладе двухлетней давности перспективы страны выглядели оптимистичней – в перспективе до 2050 года она сохраняла за собой шестую строчку рейтинга, а в 2030 году даже поднималась на пятое место, обходя Германию. Проблемы России – в низкой доле инвестиций в ВВП, пишут эксперты PwC. Причина заключается в высоком уровне коррупции и неэффективном распределении доходов населения. Такие же проблемы у Мексики.