Цены на нефть обрушились на 30%
На открытии торгов 9 марта цена на нефть марки Brent составила $38. На закрытии ее стоимость была на уровне $46, следует из данных Investing.com.
По состоянию на 01:15 мск нефть марки Brent подешевела на 22%, до $35,26 за баррель. К этому времени на 21% упала цена на нефть марки WTI — до $32,5. На открытии она торговалась на уровне $34 за баррель. При закрытии предыдущих торгов баррель нефти этой марки стоил $41.
В дальнейшем котировки нефти Brent упали до отметки $31,27 за баррель. Падение цен таким образом превысило 30%.
Цена на Brent (майские фьючерсы) опускалась до $33,55. Столь низко нефть торговалась в последний раз в январе 2016 года. Нефть показала рекордное падение внутри дня с 1991 года, когда началась операция США «Буря в пустыне» в Персидском заливе по освобождению захваченного Ираком Кувейта.
За несколько минут до начала торгов банк Goldman Sachs выпустил прогноз, как сообщал Bloomberg, согласно которому цена на Brent может упасть до $20 за баррель в ближайшие недели. Банк резко понизил свой прогноз по средней цене на Brent во втором и третьем кварталах 2020 года до $30.
«Мы считаем, что ОПЕК и Россия на этих выходных начали ценовую войну, после того как Саудовская Аравия агрессивно сократила относительную цену, по которой она продает свою нефть, на максимум по меньшей мере за 20 лет», — написали аналитики банка. По мнению Goldman Sachs, в ходе этой ценовой войны производители нефти с низкой себестоимостью будут наращивать добычу, используя свободные мощности, чтобы заставить производителей с более высокими затратами сократить их добычу.
В российском бюджете базовая цена нефти Urals на 2020 год составила $42,4 за баррель. Эта отметка важна для бюджетного правила. При ценах выше Минфин закупает на дополнительные доходы бюджета валюту, а при их падении должен продавать ее, но еще никогда этого не делал. Urals стоит дешевле Brent (обычно на $1,5–2).
Министр финансов Антон Силуанов утверждал, что Россия может профинансировать свои бюджетные обязательства, даже если нефть будет стоить $20–30 в течение трех лет. «И вне зависимости от того, что произойдет с ценами, у нас будут средства для выполнения наших обязательств, поскольку мы накопили большие золотые резервы — 7% ВВП», — говорил министр в октябре 2019 года. В феврале Силуанов допустил, что государство сможет в течение четырех лет спокойно финансировать расходы, если цена на нефть достигнет около $30 за баррель.
Минфин приводил расчеты в прошлом году, что если цены на нефть опустятся до $25–30 в ценах 2017 года ($26,5–31,8 в текущих) и будут находиться на этом уровне один год, то бюджет недополучит нефтегазовых доходов в объеме 1,6–2,4% ВВП, если три года — 5–7,6% ВВП. Накопленные валютные резервы Минфина сейчас составляют более 9 трлн руб., или более 8% ВВП, то есть их действительно хватит как минимум на три года «нефтяного шока». Однако обвал цен на нефть все равно ударит по экономике.
Банк России в сентябре 2019 года публиковал рисковый сценарий с ценами на нефть по $25–35 в 2020–2022 годах. В этом сценарии в российской экономике наступает рецессия, ВВП падает на 1,5–2% в текущем году. Инфляция в рисковом сценарии подскакивает до 6,5–8% в 2020 году из-за значительного ослабления рубля. ЦБ не приводил в своем рисковом сценарии прогнозного курса доллара к рублю, но исходя из опубликованных параметров, курс может упасть до 80–90 руб. в пессимистическом варианте.
В пятницу, 6 марта, стало известно, что участники ОПЕК и страны, не входящие в картель (Россия, Казахстан, Азербайджан (ОПЕК+), не смогли договориться об условиях сделки по сокращению добычи нефти, и с 1 апреля она перестанет действовать. На фоне этого цена на Brent обвалилась на 9%, до $45,5 за баррель, достигнув минимума с июня 2017 года. Выход из сделки позволит России нарастить добычу 0,3 млн барр. в сутки с апреля. Но, по словам министра энергетики Александра Новака, пока эти планы с компаниями не обсуждались.