Эксперты заметили первое за год ухудшение настроений в промышленности
Деловой климат в промышленности России по итогам февраля 2016 года заметно ухудшился, впервые с марта прошлого года эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) зафиксировали снижение основного его индикатора — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). По сравнению с январем 2016 года он снизился на 1 процентный пункт (п.п.), опустившись до отметки -5%.
«ИПУ по промышленности в целом ухудшился в помесячном сопоставлении впервые за последние 11 месяцев, причем основным негативным драйвером стала составляющая, характеризующая производственные ожидания предпринимателей на ближайшие три-четыре месяца. Это достаточно тревожный сигнал, так как прогнозные оценки, как правило, психологически крайне слабо зависят от сезонных колебаний», — отмечается в отчете ВШЭ.
Главной причиной падения ожиданий промышленников эксперты ВШЭ назвали такой фактор, как «неопределенность экономической ситуации в стране». В феврале 2016 года на отсутствие уверенности в завтрашнем дне жаловались 51% участников исследования ВШЭ, тогда как двумя годами ранее серьезной проблемой «неопределенность» называли менее трети (31%) респондентов. По сравнению с февралем 2015 года число тех, кто больше всего боится «неопределенности» в экономике, выросло на 16 п.п.
Такой «галопирующий рост» в ВШЭ воспринимают с большой тревогой, отмечая, что «фактор неопределенности» резко снижает инвестиционную и модернизационную активность предпринимателей, особенно представляющих частный бизнес.
«Частный предприниматель рискует не только потерей работы, но и потерей своего капитала, вложенного в бизнес. В период неопределенности частный бизнес стремится уйти от рисков, не делать долгосрочных вложений, ограничивать занятость и инвестиции в обновление основных фондов, а также сузить горизонты стратегического планирования развития своих предприятий максимум до одного года», — отмечается в отчете ВШЭ.
К числу негативных последствий «неопределенности» в ВШЭ отнесли продолжающееся уже около полутора лет сокращение занятости на крупных и средних промышленных предприятиях. При этом особо подчеркивается, что в конце 2015 года процесс сокращения штатов «несколько интенсифицировался».
Второй по значению угрозой российской промышленности участники исследования ВШЭ назвали недостаточный спрос на продукцию внутри страны, на эту проблему пожаловались 48% респондентов.
«В наиболее сложном положении практически по всем основным показателям промышленной деятельности находятся предприятия и соответственно отрасли, которые ориентированы на конечный спрос населения и зависят от высокой доли промежуточного импорта для производства своей продукции», — отмечается в отчете ВШЭ.
Эксперты признают, что прогнозы по итогам первых двух месяцев года делать сложно, так как в этот период особенно велико влияние сезонного фактора («праздничная составляющая» января, короткий февраль, задержки с финансированием госпредприятий и т.д.). В то же время в отчете ВШЭ подчеркивается, что «без принципиального улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, особенно в сегменте частного бизнеса», промышленность закончит текущий год в «зоне неблагоприятного делового климата».
«Если говорить о перспективах развития отрасли до конца 2016 года, то с сожалением можно предположить, что итоговое значение индекса физического объема по промышленности в целом сохранится, как и в 2015 года, в отрицательной зоне. Правда, годовые темпы падения в текущем году могут быть ниже», — предупреждает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Ранее эксперты ВШЭ предупредили о том, что в экономике России продолжает «закручиваться спираль рецессии», а рост возобновится не раньше 2017 года.