Крупнейший суверенный фонд показал минимальную доходность за пять лет
Доходность Глобального пенсионного фонда Норвегии, оперирующего активами на $830 млрд, в 2015 году составила 2,7%, что стало худшим показателем с 2011 года, пишет Financial Times (FT). Издание отмечает, что на итоговых данных сказалась волатильность на мировых рынках, но в плюс удалось выйти за счет акций японских компаний и производителей лекарств, прибыль по которым перевесила убытки от бразильских и нефтяных активов.
Фонд в своем ежегодном отчете зафиксировал доходность от вложения в акции на уровне 3,8%, в облигации — 0,3% и в недвижимость — 10%. Развивающие рынки показали отрицательную доходность в 7%, причем бразильские активы принесли убытки в размере 38% от вложенных в них средств.
В этом сегменте положительную динамику продемонстрировали только акции российских и китайских компаний. В минувшем году на долю первых пришлось 0,3% от инвестиций фонда в акции. Их доходность составила 8,7%, а в рублевом эквиваленте — 26,1%, при том что в 2014 году этот показатель был минус 40,9%. Крупнейшим российским активом фонда является группа «Черкизово», в которой норвежцам принадлежит 5,7%.
Среди отдельных пакетов в 2015 году самыми доходными оказались акции Alphabet, Amazon и Microsoft, а наихудший результат был зафиксирован у Royal Dutch Shell, Glenmore и банка Santander, следует из отчетности фонда.
Вложения со стороны правительства в прошлом году оказались минимальными с 1999 года и составили 42 млрд норвежских крон ($4,9 млрд), что, как отмечает FT, значительно ниже среднего уровня господдержки за последние 18 лет, которая держалась на среднем уровне 187 млрд крон в год ($21,79 млрд).
Руководитель департамента инвестиций Norges Bank Ингве Слингстад, который управляет фондом, резюмировал, что 2015-й оказался неспокойным годом с отрицательными процентными ставками, волатильностью на валютных рынках, падением цен на нефть и слабыми перспективами роста на развивающихся рынках.
За последние два десятилетия суверенный фонд Норвегии значительно вырос в размерах и стал крупнейшим в мире, напоминает газета. Но в этом году норвежские власти впервые решили воспользоваться его средствами для стимулирования экономики и пополнения бюджета.