Западные СМИ назвали продажу «Роснефти» «неожиданностью» и «триумфом»
Ведущие иностранные СМИ оценили сделку по продаже 19,5% акций «Роснефти» швейцарскому сырьевому трейдеру Glencore и суверенному фонду Qatar Investment Authority как большой успех российской компании в условиях действия антироссийских санкций, а также как свидетельство роста влияния компании Glencore на российском рынке.
Заключение крупнейшей по объему инвестиций в страну сделки знаменует собой «триумф Путина», отмечают Financial Times и Bloomberg.
«Glencore и суверенный фонд Катара станут владельцами 19,5% акций российской нефтяной компании «Роснефть» в результате неожиданной сделки на €10,5 млрд, которая ознаменовала триумф президента Владимира Путина», — пишет FT. Издание отмечает, что санкции рассматривались как один из инструментов сдерживания участия западных компаний в покупке акций российских нефтедобывающих компаний, даже если они этого напрямую не запрещали.
«Россия продала акции своего крупнейшего производителя нефти на сумму €10,2 млрд ($11 млрд) сырьевому трейдеру Glencore Plc и суверенному фонду Катара — к триумфу президента Владимира Путина, который лично объявил о сделке в эфире государственного телевидения», — написал Bloomberg.
«Продажа акций «Роснефти» станет благом для господина Путина, чья страна находится под санкциями со стороны США и Европейского союза из-за военной интервенции на Украину», — говорится в статье WSJ. Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что этот шаг означает «диверсификацию» политических и инвестиционных взаимоотношений Москвы, может «уменьшить опасения», вызванные дефицитом бюджета накануне выборов 2018 года, и расширить доступ России к мировым рынкам нефти через отношения с крупным нефтяным трейдером.
Glencore и Qatar Investment Authority стали крупнейшими иностранными инвесторами, купившими долю в нефтедобывающем российском гиганте с момента начала украинского кризиса, отмечает Bloomberg. «Сделка стала самой большой инвестицией иностранных компаний в Россию с момента начала кризиса на Украине», — пишет издание, добавляя, что она стала «неожиданной» из-за того, что Россия находится под действием западных санкций.
Появление Glencore и Qatar Investment Authority среди покупателей акций «Роснефти» стало неожиданностью для рынка, пишет Forbes, из-за того, что ранее в качестве претендентов на долю компании Сечин называл китайских и казахстанских инвесторов. Швейцарская компания и суверенный катарский фонд, пишет издание, появились «из ниоткуда», а сделка стала для «Роснефти» продолжением экспоненциального роста компании, вызванного «резкими и необычными поглощениями».
Wall Street Journal также отмечает, что Россия рассматривала в качестве основных инвесторов китайские и индийские государственные энергетические компании.
«Россия в основном искала финансирование в Китае, китайские и индийские государственные энергетические компании рассматривались аналитиками в качестве вероятных покупателей акций «Роснефти», — пишет WSJ.
Ряд изданий, такие как Bloomberg, The Telegraph и Financial Times, отмечают, что это означает рост влияния на российском рынке Glencore. «Для Glencore сделка является возможностью вновь заявить о себе в качестве доминирующего трейдера российской нефти», — отмечает Financial Times. Bloomberg добавляет, что это, в частности, знаменует успех главного исполнительного директора Glencore Ивана Глазенберга, которому «удалось существенно расширить» зону интересов компании в области разработки новых месторождений металлов, производства сельскохозяйственной продукции и нефтедобычи.
«Приобретение [акций «Роснефти»] знаменует собой удивительное изменение направления развития для Glencore, которая провела последние годы урезая долги, образовавшиеся в результате покупки горнодобывающей компании Xstrata в 2013 году», — пишет The Telegraph.
The Guardian отмечает, что пока непонятно, какой объем сделки профинансирует Glencore. «Пока не ясно, какая часть последней сделки будет финансироваться Glencore, учитывая значительное долговое обременение, которое в определенный момент достигло $30 млрд, и на фоне устойчиво низких цен на сырьевые товары», — пишет издание.