Приватизация в России: обещать - не значит продавать
Однако этого показалось мало, и уже в середине текущего года Д.Медведев поручил пересмотреть планы приватизации, отметив, что они "слишком скромны". К назначенному сроку обновленный план был готов, и список планируемых к приватизации крупных предприятий существенно расширился. При этом государство все еще тянет с приватизацией Сбербанка и "Совкомфлота". Мы попытались разобраться, что помешало правительству реализовать передачу госактивов в частные руки в этом году, и сделать прогноз на следующий.
Невнятные перспективы
Целью приватизации должно было стать не столько получение доходов в казну, сколько повышение эффективности управления в госкомпаниях. Кроме того, доминирование госкомпаний в значительном числе отраслей ограничивает предпринимательство и угрожает снизить конкурентоспособность России. Это не устраивало Кремль, и власти вознамерились действовать решительно.
Но кризис на мировых рынках спутал планы государства. Правительство посчитало, что размещаться при такой волатильности нет смысла. "Рынки сейчас находятся не в очень хорошем состоянии, поэтому проводить приватизацию было бы государству невыгодно, так как не удалось бы максимизировать цену продажи активов", - считает начальник управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" Илья Федотов.
Разделяет его точку зрения и главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, которая полагает, что приватизация была бы интересна, если бы стоимость активов продолжила расти. Такое большое внимание к стоимости активов связано с тем, что мотивация государства в целом достаточно низка, отмечает эксперт. В частности, у государства нет необходимости в получении дополнительных средств. И действительно, дефицит бюджета в текущем году не ожидается, наоборот, по итогам 2011г. может сложиться профицит на уровне 0,5% ВВП. Цены на нефть, от которых зависит исполнение бюджета, пока находятся на высоком уровне.
Другая причина, почему не в полной мере осуществились планы по приватизации, - существование тесной взаимосвязи между экономикой и политикой. Инициатива о приватизации крупных госкомпаний исходила от нынешнего главы государства. Немногие ждали, что он будет избран на второй срок, и потому до избрания нового президента активных действий в данном направлении не предпринимается, полагает И.Федотов. Более того, как отмечает аналитик, государство в последнее время занималось усилением степени госконтроля над этими компаниями.
Получается довольно странная картина. Когда принимается решение о приватизации, должна быть понятна мотивация государства, подчеркивает Н.Орлова, но в данном случае невнятность госстратегии очевидна. Приватизация могла бы иметь своей целью улучшить инвестклимат в стране, но для этого нужно признание необходимости структурных реформ, говорит эксперт.
Когда откроется окно?
Стартовая цена при приватизации госкомпаний должна быть не ниже цены их первичных размещений – так, по крайней мере, считает вице-премьер Игорь Сечин. "Это может означать, что приватизации не будет в ближайшие много лет", - заявил журналистам глава Сбербанка Герман Греф, комментируя предложение вице-премьера. По его мнению, необходимо понять цели приватизации. И если целью приватизации является получение дополнительных доходов - это одно, если это институциональная мера, то она не связана с доходами, полагает Г.Греф.
После слов И.Сечина приватизация может периодически откладываться, считает начальник управления инвестиций УК "Райффайзен Капитал" Игорь Кобзарь. Сроки будут зависеть от уровней рынка, отмечает эксперт. С другой стороны, по его мнению, это может касаться только Сбербанка и "Роснефти". Остальные активы могут размещаться при стабилизации рынка даже на уровнях ниже, чем те, которые были во время предыдущих гос-IPO, считает эксперт и добавляет при этом, что размещение можно осуществлять не за один раз, а, например, двумя частями.
Так когда же наконец-то откроются "окна" для приватизации? Потенциально они могут открыться в ближайшие два года, особенно если мировые центробанки перейдут к более активному количественному ослаблению своих монетарных политик, полагает Н.Орлова.
И.Кобзарь надеется, что рынки более-менее стабилизируются в течение следующих 3-6 месяцев. При этом эксперт отмечает, что для банковской отрасли, возможно, это период будет более затянутым, около 1 года. "При прочих равных я бы размещал нефинансовые компании первыми", - говорит он.
Что же касается непосредственно мнения самих "виновников торжества", то глава Сбербанка заявлял, что приватизацию пакета акций кредитной организации можно начать при цене 100 руб. за ценную бумагу. Продажа второго пакета акций ВТБ, вероятнее всего, состоится в 2012г. после президентских выборов, отмечал глава банка Андрей Костин. При этом волатильности ВТБ не боится.
Народные IPO
Эксперты считают, что дальнейшие планы по приватизации зависят от того, каким образом будут продаваться госпакеты акций компаний. Если будет выбрана форма "народного IPO", то ничего не выйдет, так как прошедшие размещения носили негативный эффект.
Так, в 2006-2007гг. национальные "народные IPO" провели "Роснефть", Сбербанк и ВТБ. В результате всех этих мероприятий государство получило огромное число недовольных "народных инвесторов". Радоваться им оказалось нечему: стоимость бумаг компаний очень скоро стала существенно ниже, чем при первоначальном размещении, и сорвать большой куш не удалось.
Учитывая крупные масштабы объявленной программы приватизации, важно, чтобы инвесторы воспринимали Россию и ее компании как эмитентов, стремящихся не только и не столько к получению максимальной прибыли от продажи имеющихся активов, а к формированию надежного вторичного рынка, считает управляющий директор Goldman Sachs. По его мнению, это важно для всех типов инвесторов, но особенно для розничных.
Стабильный вторичный рынок российских компаний будет способствовать успеху последующих сделок по выпуску акций как тех же самых компаний, так и новых эмитентов из России. Практически это означает, что при окончательном определении цены выпускаемой бумаги не следует стремиться к ее максимизации, а надо немного "оставить денег на столе" с тем, чтобы обеспечить небольшой рост котировок на вторичном рынке.
Но "народное IPO" - не единственный способ проведения приватизации. Пакеты акций могут быть предложены крупным институциональным инвесторам. Однако даже здесь могут быть свои проблемы. "Если пакеты будут предлагаться крупным институциональным инвесторам, это невыгодно государству, так как инвесторы будут четко следить за уровнем корпоративного управления в компаниях. Сей факт может привести к конфликту акционеров с государством, лишним проблемам", говорит И.Федотов из "Велес Капитала".
Что за горизонтом?
В будущем году правительство РФ намерено приватизировать госпакет акций "Роснефти", Банка ВТБ, "РусГидро", "ФСК ЕЭС" и "Совкомфлота". Доходы федерального бюджета в 2012г. от приватизации 5 крупнейших госкомпаний запланированы на уровне 300 млрд руб. Деньги госказне будут нужны, так как вместо профицита федерального бюджета в 2012г. ожидается дефицит на уровне 1,5% ВВП.
Принимая во внимание этот факт, а также все ранее упомянутые, вероятность того, что процесс приватизации в будущем году ускорится, существует.
Но как бы то ни было, важно учитывать, что сегодняшняя программа приватизации может оказать не меньшее влияние на положение России и ее восприятие на международных рынках, чем приватизация 90-х гг. Тогда, как считают многие, новые обладатели собственности получили ее не по заслугам, а за счет личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками.
Принципиальная разница между приватизацией середины 90-х гг. и нынешней состоит в том, что 15 лет назад правительство отдавало контроль за предприятиями в руки частного бизнеса. Сейчас об этом нет речи, отмечает директор по макроэкономическим исследованиям ГУ ВШЭ Сергей Алексашенко. Государство продает маленькие пакеты акций, оставляя контроль за предприятиями за собой.
Не исключено, что может сложиться такая ситуация, когда люди, близкие к нынешней власти, смогут купить крупные пакеты акций госкомпаний по дешевке, а потом продать их по рыночной цене. Как все будет на самом деле, покажет время.
Но уже сейчас очевидно, что этот этап приватизации не изменит взаимоотношений власти и бизнеса, не изменит корпоративного управления в этих конкретных компаниях, полагает С.Алексашенко. Не сможет и изменить он отношений между мажоритарным акционером, коим является государство, и мелкими частными акционерами. Результатом приватизации будет только затыкание бюджетных дыр, замечает эксперт.
Автор знаменитого "Декамерона" Джованни Боккаччо говорил, что прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять. Хочется надеяться, что ничего такого после проведения второй волны приватизации делать не придется. Впрочем, свежо предание, а верится с трудом...
Венера Петрова, РБК