Чиновникам запретят прятать иностранные активы у бывших жен
Спустя три года после введения запрета для чиновников владеть активами за рубежом Минфин конкретизировал «иностранные финансовые инструменты», которыми нельзя владеть или пользоваться. До сих пор это понятие в законе было не определено, что оставляло лазейки для обхода запрета.
Чиновникам и депутатам будет запрещено переводить активы в трасты, а также оформлять имущество на третьих лиц, следует из текста законопроекта (копия есть у РБК). Проект был одобрен в конце марта правительственной комиссией по законопроектной деятельности, о чем правительство сообщало, но не раскрывало подробностей. Минфин предлагает запретить чиновникам владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами не только напрямую, но и «косвенно, через третьих лиц». Такая формулировка потенциально включает всех — «и бывших жен, и совершеннолетних детей чиновников», обращает внимание партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Сейчас владеть и пользоваться зарубежными счетами и финансовыми инструментами запрещено только самим чиновникам, их супругам и несовершеннолетним детям. «Если запрет [на владение зарубежными активами] для партнеров по браку прописан конкретно, то бывшие супруги, получается, теперь будут отнесены к «третьим лицам», — поясняет юрист, вспоминая о случаях, когда чиновники разводились с женами с передачей им большей части своего имущества.
Кроме того, Минфин предлагает запретить использование «иностранных структур без образования юридического лица», а это трасты, фонды, партнерства и т.д., как следует из Налогового кодекса. Хотя само по себе понятие траста в российском законодательстве не определено (это зарубежная форма собственности), отсылка к «иностранным структурам без образования юридического лица» означает, что скрывать активы в трастах будет нельзя, говорит Фаррух Абдуллаханов из отдела forensic КПМГ в России и СНГ.
В 2013 году комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов попросила Верховный суд проверить депутата Сергея Петрова (основателя группы «Рольф»), у которого обнаружили кипрский траст. Но Верховный суд рассудил тогда, что это законная форма собственности. В траст переводил свои активы министр по «открытому правительству» Михаил Абызов, когда перешел из бизнеса во власть.
Разработанный Минфином перечень запрещенных инструментов в целом состоит из шести пунктов. В том числе под запрет попадают любые ценные бумаги, доли или паи в иностранных компаниях; заключенные с иностранцами договоры займа или кредитные договоры; производные финансовые инструменты (как определено в законе «О ценных бумагах»), где одной из сторон сделки является иностранное лицо или структура. Нарушение запретов грозит служащим увольнением, а депутатам — потерей мандатов. Но законопроект вступит в силу только через полгода после официальной публикации, а до этого его еще должно одобрить правительство (потом — Госдума). Когда документ будет рассмотрен на заседании правительства, пока не ясно. Комментарий от пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Медведева получить не удалось, пресс-служба Минфина не ответила на запрос.
Подробнее о том, как закроют лазейки чиновникам с активами за рубежом, читайте в Теме дня.