Швейцария проверит жалобы российского бизнеса на швейцарские банки
Власти Швейцарии проверят случаи предвзятого отношения швейцарских банков к российским компаниям и физическим лицам, сообщил РБК депутат Госдумы, координатор депутатской группы дружбы «Россия — Швейцария» Владимир Гутенев и подтвердил его швейцарский коллега Жан-Франсуа Штайерт. Российский бизнес, работающий в Швейцарии, жалуется на то, что местные банки дискриминируют клиентов, связанных с Россией: без объяснений закрывают счета, блокируют торговые операции. В марте 2016 года Гутенев, также являющийся зампредом думского комитета по промышленности, встречался в Берне с депутатом Штайертом и рассказал тому о примерах дискриминации в отношении российского бизнеса со стороны швейцарских банков. После этого Штайерт (сопредседатель межпарламентской группы «Россия — Швейцария») попросил Госсекретариат Швейцарии по экономике, который является частью местного Министерства экономики, проверить эти случаи. Госсекретарь Мари-Габриэль Инайхен-Фляйш согласилась рассмотреть проблему, сообщил РБК швейцарский парламентарий.
По словам Гутенева, информация о проблемах зарегистрированных в Швейцарии российских компаний поступила от Швейцарско-российского промышленного бизнес-клуба — базирующейся в Невшателе ассоциации, которая представляет интересы работающих в стране российских компаний и предпринимателей. Проблемы в отношениях с финансовыми институтами Швейцарии начались в 2014 году, когда США и Евросоюз ввели санкции против России после присоединения Крыма, рассказал РБК руководитель бизнес-клуба Сергей Ганин. Банки без объяснения причин стали закрывать счета компаний, в которых имеется российское участие. Речь идет о компаниях с госучастием, а также аффилированных с российскими госкорпорациями, эти компании занимаются экспортом/импортом, консультационной деятельностью, уточнил Ганин. По его словам, таких пострадавших компаний — «десятки».
Пресс-служба Госсекретариата по экономике не ответила на запросы РБК по электронной почте и телефону.
«Достаточно частым явлением стала блокировка транзакций либо предъявление заведомо невыполнимых требований по обеспечению документальной части этих транзакций», — рассказывает Ганин. Блокируются и транзакции по заключенным контрактам. По его словам, это уже привело к закрытию нескольких компаний по причине выставления штрафных санкций за невыполнение контрактных условий. Обычная операционная деятельность компаний с российским участием фактически стала невозможна, утверждает собеседник РБК. «Это, конечно, приводит к коллапсу коммерческой активности, тех долгосрочных планов, которые были изначально разработаны и нацелены на некую долгосрочную перспективу», — говорит он. Торговый оборот России и Швейцарии в 2015 году составил $4,7 млрд.
Авионика и электронные компоненты
В марте этого года проблемы российского бизнеса в Швейцарии обсуждала смешанная российско-швейцарская межправительственная комиссия, которую с российской стороны возглавляет министр спорта Виталий Мутко (РБК не удалось связаться с ним по телефону). К тому заседанию Ганин подготовил меморандум, в котором изложил проблемы российского бизнеса в Швейцарии (документ есть у РБК). В нем, в частности, говорится о «систематической блокировке» транзакций из/в РФ, сверхтребованиях к информации о платеже или бенефициаре, ужесточении требований к выдаче лицензий на экспорт оборудования из Швейцарии в Россию. Среди пострадавших компаний упоминаются CIM-Ingenia SA — «дочка» Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ, входит в концерн КРЭТ, принадлежащий госкорпорации «Ростех») — и Progress Industrial Systems SA, представляющая интересы ухтинского завода высоковольтных электронных компонентов «Прогресс».
РПКБ — ведущий в России разработчик бортового радиоэлектронного оборудования, систем и приборов для самолетов, вертолетов и БПЛА, главным образом военных. Прежде у РПКБ было в Швейцарии собственное представительство, но его пришлось закрыть из-за невозможности открыть счет в банке, рассказал РБК Ганин (он исполнительный директор CIM-Ingenia и нескольких других компаний, упомянутых в меморандуме). Завод «Прогресс», расположенный в Республике Коми, выпускает конденсаторы и гидроакустические системы (в том числе для добычи нефти) и поставляет продукцию в десять стран Европы, говорится на его сайте. Представитель «Ростеха» не ответил на запрос РБК, телефоны РПКБ и завода «Прогресс» в пятницу не отвечали.
В числе банков, отказывающих в обслуживании компаниям, связанным с Россией, есть и крупные банки, и небольшие, кантональные, говорит Ганин. В его меморандуме среди банков, закрывших счета или отказавших в открытии счета, названы Credit Suisse, CIC SA, Julius Baer, BCN, VP Bank, UBS, Post Finance, Migros, Raiffeisen. По словам Ганина, полностью идентичные требования к клиентам, даже с российскими корнями, выставляет и Gazprombank (Switzerland) — швейцарская «дочка» Газпромбанка. Представитель Migros Bank сказал РБК, что это «чисто швейцарский банк, обслуживающий частных швейцарских клиентов и швейцарских импортеров/экспортеров». UBS отказался от комментариев, остальные банки не ответили на запросы РБК.
После начала украинского конфликта Швейцария формально не присоединилась к санкциям США и ЕС, но ввела меры, направленные на предотвращение обхода международных санкций через швейцарскую территорию и финансовую систему. В частности, Швейцария запретила импорт военной продукции из России, ужесточила режим экспорта товаров двойного назначения. По данным ФТС России, двусторонняя торговля России и Швейцарии в 2015 году сократилась на 33%, до $4,67 млрд. В еще больших масштабах россияне используют швейцарскую финансовую систему. На конец 2014 года, по данным ЦБ Швейцарии, российские активы в швейцарских банках составляли 15,5 млрд франков ($16 млрд).
После обсуждения проблемы на мартовском заседании межправительственной комиссии швейцарские парламентарии направили запрос в национальные надзорные ведомства, но те ответили, что фактов дискриминации в отношении российских компаний со стороны швейцарских банков не выявлено, говорит РБК Гутенев. Инициаторам запроса пояснили, что «это внутренняя политика независимых коммерческих организаций»: каждый банк оценивает риски того или иного подхода к клиентам. «Фактически мы сталкиваемся с дискриминацией», — считает Гутенев. Штайерт добавляет, что «если при соблюдении всех правовых условий (швейцарское законодательство) швейцарские банки оказывают услуги компании из США, но отказывают в аналогичных услугах компании из России, то это очевидный пример дискриминации». По словам Гутенева, теперь швейцарские депутаты инициируют новую проверку. Она либо поможет решить проблему со счетами, либо по крайней мере даст четкое и внятное объяснение причин ее возникновения, надеется Ганин.
При участии Ольги Волковой, Анны Могилевской