Минфин из-за санкций расплатился по евробондам в рублях вместо долларов
Нерезиденты из стран, вводивших санкции против России, не смогут вывести эти средстваМинфин России впервые перечислил в рублях средства для выплаты купонного дохода и погашения долларовых еврооблигаций в Национальный расчетный депозитарий (НРД), говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК. На этот шаг Минфин пошел из-за того, что иностранный банк-корреспондент отказал в исполнении поручений на выплату купонного дохода и погашение номинальной стоимости по облигациям внешних облигационных займов России.
Речь идет о выпусках облигаций со сроком погашения в 2022 году (выпуск № 12840060V) и средствах на выплату купонного дохода по облигациям со сроком погашения в 2042 году (выпуск № 12840061V). Общая сумма выплат по двум выпускам должна была составить $649,2 млн, платежи должны были пройти 4 апреля. Платежные поручения были направлены «в соответствии с эмиссионной документацией указанных облигаций» еще 30 и 31 марта, уточняет Минфин.
Однако из-за отказа иностранного банка-корреспондента Минфин перечислил денежные средства в НРД по официальному курсу Банка России на 4 апреля 2022 года. Исходя из официального курса на этот день (83,43 руб. за доллар) на счета в НРД перечислены средства в объеме 54,1 млрд руб. «Таким образом, упомянутые выше обязательства по облигациям «Россия-2022» и «Россия-2042» исполнены в полном объеме», — говорится в сообщении ведомства.
Агентство Reuters ранее сообщало, что этим банком-корреспондентом был американский JPMorgan Chase и он получил отмашку от Минфина США отказать в поручении выплатить кредиторам из замороженных международных резервов России. РБК направил запрос в JPMorgan.
Накануне вечером НРД принял на обслуживание указанные выпуски еврооблигаций Минфина, что послужило сигналом о предстоящих выплатах в рублях. Аналогичную процедуру НРД провел 16 марта с двумя другими выпусками — после того как было инициировано платежное поручение по ним в долларах, но до того как стало известно, что эти долларовые выплаты прошли. В итоге российскому Минфину удалось вплоть до 31 марта выплатить несколько купонов по евробондам в долларах, поскольку Казначейство США разрешало платить из замороженных долларовых резервов Банка России.
Позиция властей США поменялась 4 апреля, когда в американском Минфине заявили, что отныне Россия должна обслуживать свой внешний долг двумя способами — используя «оставшиеся долларовые резервы [на территории России]» либо регулярно поступающую валютную выручку за экспорт.
Блокировка выплат в России для части нерезидентов
Резиденты стран, признанных недружественными (в том числе государств Евросоюза, США, Японии и других), получат рубли на специальные счета типа C, списание средств с которых возможно только по достаточно узкому кругу оснований — например, для уплаты налогов, комиссий внутри России. Вывести эти средства из России пока невозможно, а конвертировать их в валюту можно только с разрешения специальной подкомиссии Минфина по выдаче разрешений на сделки с нерезидентами и валютные операции. Инвесторы из стран, не вводивших санкции против России, смогут обменять рубли в иностранную валюту, следует из разъяснений ЦБ.
«Восстановление доступа Российской Федерации к валютным счетам создаст предпосылки для принятия российскими финансовыми властями решений, допускающих конвертацию инвесторами средств в рублях с этих счетов в иностранную валюту по курсу на даты выплат, предусмотренные эмиссионной документацией по облигациям», — сообщил Минфин. По данным Банка России, на середину 2021 года его долларовые активы составляли около $96 млрд (более актуальная информация не раскрывалась).
Дискуссии вокруг потенциального дефолта
Согласно условиям выпусков, официальный дефолт наступает по истечении 30 календарных дней после неплатежа хотя бы части основного долга или купона. С точки зрения российских властей, выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами. Однако с точки зрения западных кредиторов и институтов, такая выплата, скорее всего, будет признана суверенным дефолтом России. Как пишут западные СМИ, это будет первым дефолтом России по международным обязательствам с 1917 года, когда большевики отказались брать на себя долги царской России.
В августе 1998 года Россия допустила дефолт по рублевым государственным бумагам (ГКО-ОФЗ), значительная доля которых принадлежала нерезидентам. В ноябре 1998 года Россия реструктурировала обязательства по ГКО-ОФЗ, обменяв старые бумаги на деньги и новые долгосрочные инструменты. Однако нерезиденты, как и сейчас, практически не могли конвертировать их поступления от реструктуризации в валюту и вывести из страны.
Международные рейтинговые агентства в марте заявили, что выплата в рублях по еврооблигациям, предусматривающим выплаты исключительно в долларах, будет интерпретироваться ими как дефолт. В частности, Fitch сообщало 15 марта, что «принудительная реденоминация платежных обязательств» станет основанием для понижения рейтинга России до уровня RD («ограниченный дефолт»). Если иностранные кредиторы захотят добиваться от России компенсаций за невыплаты в долларах через суды, событие дефолта может подтвердить или не подтвердить английский суд, поскольку суверенные еврооблигации России выпущены по английскому праву. При этом Россия вписала в проспект своих евробондов распространенное положение для суверена о том, что она не дает согласия на юрисдикцию какого-либо иностранного суда в отношении этих бумаг.
Для других целей, таких как активация страховых выплат по российскому госдолгу (кредитно-дефолтные свопы, CDS), признать дефолт по бумагам может базирующаяся в Нью-Йорке Международная ассоциация по свопам и деривативам (ISDA). Скорее всего, в ближайшее время туда поступит соответствующий запрос от участников рынка.
Однако «вопрос с дефолтом [России] не так-то прост», сказал агентству Bloomberg глава управления активами с фиксированной доходностью дубайского инвестбанка Arqaam Capital Абдул Кадир Хусейн. «Россия может заявить, что хочет платить, располагает ресурсами для выплат, но [американские] банки не дают это сделать. Я не знаю, как суды будут решать этот вопрос», — сказал он. По словам аналитика, основателя консалтинговой компании Ziemba Insights Рэйчел Зимбы, российская ситуация выглядит прецедентом, поскольку речь идет не об отсутствии денег, а неспособности заплатить по причине отрезанности от глобальных финансовых каналов. Впрочем, у России, судя по всему, все же были альтернативные каналы по организации долларовых выплат, но она решила ими не пользоваться, добавила Зимба. США в целом разрешили России обслуживать облигационные выпуски в долларах до 25 мая и предлагали, например, использовать для этого валютные поступления от экспорта.
Отсутствие эффекта на другие рынки
Условия выпусков, по которым Минфин заплатил инвесторам в рублях, также предусматривают, что событием дефолта признается неисполнение любых других обязательств по облигациям, которое не устранено в течение 60 дней после того, как какой-либо держатель бумаг указал на такое неисполнение. В теории Минфин может заявить, что у него есть как минимум 60 дней до формального признания дефолта, если инвесторы поднимут вопрос о ненадлежащем исполнении обязательств.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 6 апреля заявил журналистам, что Россия способна платить по долгам, но значительная сумма ее резервов заблокирована за границей и если Запад будет блокировать использование этих средств, то «теоретически, конечно, может быть организована какая-то дефолтная ситуация». «Но это чисто искусственная дефолтная ситуация», — добавил Песков.
Экономисты канадской TD Economics написали 4 апреля, что российская невыплата в долларах не будет иметь системного значения для развивающихся рынков, не говоря уже о глобальных. Нерезиденты держали лишь около $20 млрд в российских суверенных евробондах, что относительно немного, указали они. Для сравнения: в 1998 году Россия реструктурировала внутренний долг на сумму $36 млрд плюс $30 млрд долгов, унаследованных от Советского Союза, что в текущих ценах равнялось бы $105 млрд, по оценкам TD Economics.