Цена на нефть упала до уровня января 2015 года
Стоимость сентябрьских фьючерсов нефти марки Brent на ICE Futures опускалась в среду до $49,02 за баррель, по данным терминала Bloomberg. Это самый низкий внутридневный показатель с конца января 2015 года — тогда фьючерсы Brent торговались ниже $49.
По состоянию на 21:00 мск среды Brent, глобальный эталон, котировалась на отметке $49,42 за баррель, что было на 1,1% ниже итоговой цены вторника. Параллельно дешевели и фьючерсы на американскую легкую нефть WTI: по данным на 21:00 мск, цена сентябрьского контракта составляла $45,17 (минус 1,3% к предыдущему дню). В ходе торгового дня WTI опускалась до $44,88 — это минимум с 20 марта.
3 августа цена Brent опустилась ниже $50 впервые с января, напомнив о падении рынка в ноябре 2014-го — начале 2015 года. Общий негативный фон складывается из переизбытка нефти на мировом рынке, замедления экономического роста в Китае и ожиданий потока нефти из Ирана, с которого к началу 2016 года снимут экономические санкции. В текущем квартале (с 1 июля) нефть Brent упала на 21%, и ключевую роль в этом сыграла сделка Ирана с Западом по ядерной программе.
Опубликованные в среду еженедельные данные минэнерго США по коммерческим запасам сырой нефти в стране вроде бы должны были поддержать нефтяные котировки: запасы сократились на 4,4 млн барр. — значительно больше, чем ожидали аналитики. Но в это время года запасы нефти в США обычно снижаются, и это необязательно говорит о переменах в глобальном балансе спроса-предложения, пояснил Bloomberg аналитик Citi Futures Perspective Тим Эванс.
Запасы нефти в США остаются на 100 млн барр. выше среднего показателя за пять лет на это время года, пишет Bloomberg.
Как в 2008-м
Нефть падает в унисон с другими сырьевыми активами, вписываясь в более общий тревожный тренд. 18 из 22 компонентов сырьевого индекса Bloomberg Commodity Index подешевели по меньшей мере на 20% относительно последних максимумов, что соответствует техническому определению «медвежьего» рынка (спад). Помимо нефти это металлы (алюминий, никель), сельхозтовары (соя, сахар, кофе), золото и серебро. Bloomberg отмечает, что очень похожая ситуация наблюдалась в октябре 2008 года: на пике мирового финансового кризиса, вслед за банкротством Lehman Brothers.
Текущие прогнозы
По оценке BMI Research (входит в группу Fitch), которую приводит Reuters, на нефтяные цены в ближайшие месяцы продолжат давить сильный доллар США, ослабление китайской экономики и перспектива дополнительной нефти из Ирана. «Учитывая текущее избыточное предложение на рынке и усиливающиеся «медвежьи» настроения, сейчас кажется почти неизбежным, что Brent в очередной раз протестирует цену в $45 за баррель», — отметила BMI Research в клиентской записке. BMI Research ожидает, что в 2016 году цены на нефть будут незначительно выше, учитывая, что американским сланцевым производителям нужна нефть по $60, чтобы быть прибыльными.
Как показывает опрос Reuters среди брокеров и банков, большинство аналитиков ожидают, что цена Brent будет варьироваться от $60 до $70 за баррель в 2016 году.
Российским нефтяникам не страшно
Российским нефтяникам новый спад мировых цен уже не так страшен, как в конце прошлого года. Российские мейджоры адаптировались к низким ценам, а уровень генерируемого свободного денежного потока (FCF) является одним из лучших в мировой отрасли, что позволяет покрывать им и планируемые капзатраты и дивидендные выплаты, написал банк Goldman Sachs в отчете за 4 августа.
Компании рассчитывали свои бюджеты исходя из консервативных прогнозов по ценам. «Роснефть» сверстала свой бюджет на 2015 год исходя из сценария средней цены на нефть в $50 за баррель, что позволит реализовать утвержденную инвестиционную кампанию текущего года, сообщил РБК представитель компании. По его словам, «Роснефть» прошла стресс-тестирование и более низкие цены на нефть не помешают в работе.
По состоянию на 5 августа средняя цена нефти Brent в 2015 году составляет $58,8, следует из данных терминала Bloomberg.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в конце июня говорил в интервью РБК, что цена на нефть достигла дна в $59–60. «Мы ждем, может, не резкого, но стабильного, консервативного роста в ближайшие три года», — сказал он тогда. Ранее Алекперов предупреждал, что при цене $50 за баррель многие проекты находятся под угрозой. А гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков отмечал, что российские нефтяные компании не так сильно зависят от цен на нефть в отличие от зарубежных. «Для нефтяных компаний в России, в принципе, не так важна цена на нефть в $50 или $100, это специфика нашей налоговой системы, с одной стороны. С другой стороны, есть определенное хеджирование. Более низкая цена, чуть дороже доллар, и, поскольку наша отрасль ориентирована на экспорт, это позволяет сохранять нам наши финансовые показатели и иметь в наличии достаточный инвестиционный ресурс», — отмечал он.
Действительно, низкие цены ощутимо сказались на западных энергетических компаниях. Крупнейшие нефтяные компании США ExxonMobil и Chevron отчитались о рекордно низких прибылях по итогам минувшего квартала. В Exxon она упала до минимальных показателей с 2009 года, а Chevron зафиксировала самую низкую прибыль за последние 12 лет — компании пришлось списать $2,6 млрд из-за низких цен на нефть. Британско-голландская Shell сообщила в конце июля о намерении сократить 6,5 тыс. рабочих мест в связи с падением доходов. Прибыль компании по итогам второго квартала сократилась на 33%.
Опасность для регионов
Прогноз, положенный в основу правительственных «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», предполагает повышение цены на нефть с $50 за баррель в 2015 году до $70 в 2018-м. Согласно консенсус-прогнозу Высшей школы экономики в среднем за 2015 год цена барреля нефти составит $59, в 2016-м — $65, в 2017 и 2018 годах — $71 и $76 соответственно. «Нынешний уровень явно рассматривается как временный», — пишут авторы обзора ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе».
Если сохранится нынешний уровень цен в районе $50, то с серьезными проблемами столкнутся регионы, отмечают исследователи ВШЭ в другой части «Комментариев...». В этом случае доходы бюджетов субъектов упадут на 5–10%. Дефицит в размере 1,5% ВВП регионы финансировать не в состоянии, поэтому им неминуемо придется урезать расходы, объясняют аналитики. Они оценивают возможное сокращение расходов региональных бюджетов в 14% по сравнению с 2009 годом (в постоянных ценах). «При таком развитии событий надеяться остается только на повышение эффективности расходов», — пишет Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ.