Госбанки вернутся на мировой рынок капитала вслед за Альфа-Банком
Альфа-Банк разместился
В среду поздно вечером Альфа-Банк подвел итоги размещения первого выпуска еврооблигаций своей долговой программы, общий объем которой составляет 600 млн евро. Банк разместил среди инвесторов облигации на 350 млн евро. Спрос оказался намного выше и составил 1,3-1,4 млрд евро, рассказал РБК стратег по долговым рынкам финансовой группы БКС Дмитрий Дорофеев.
При открытии книги заявок был озвучен ценовой диапазон 5,75-6,00%, в процессе размещения он был снижен до 5,50%. Вчера вечером бонды Альфа-Банка обращались уже с доходностью 4,77-5%, при этом цена самих бумаг выросла.
Высокий спрос на бумаги "Альфы" аналитик одного из госбанков объяснил избытком свободных денежных средств на международном рынке долгового капитала, который образовался из-за невысоких объемов кредитования (инвесторам некуда вкладывать деньги). Кроме того, "Альфа" предложила достаточно высокую доходность — более 5% в евро. Сейчас доходность десятилетних облигаций не самых лучших эмитентов из Испании или Италии — менее 3%.
"Тот факт, что бумаги в первый день торгов выросли, а доходность снизилась, говорит о том, что, наверное, они могли разместиться и еще ниже, — рассуждает аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Галкин. — Кроме того, выпусков в евро не так много. Обычно эмитенты размещаются в долларах". По его словам, выбор валюты сыграл в размещении определенную роль.
Тем не менее эмитенты с похожим рейтингом торгуются с более низкой доходностью. Так, например, выпуск евробондов Газпрома с погашением в 2017г. торгуется с доходностью 2,6%, ВТБ, также с погашением в 2017г., торгуется с доходностью 2,2-2,5%, говорит Галкин. Евробонды Газпромбанка с погашением в 2018г., по данным Bloomberg, торгуются с доходностью 3,5%.
Евробонды выпускал не сам Альфа-Банк, а его материнская компания — ABH Financial Ltd., зарегистрированная на Кипре. Руководитель дирекции анализа долговых инструментов "УралСиб Кэпитала" Дмитрий Дудкин предполагает, что таким образом банк пытался снизить беспокойство инвесторов по поводу возможных санкций в российской банковской системе.
Кризис был близко
Из-за геополитических рисков внешний и внутренний рынок заимствований не только закрылся, но рухнул до послекризисного 2009г. Как подсчитали в Dealogic, российские эмитенты с начала года выпустили еврооблигаций чуть более на 9 млрд долл. На рынок рискнули выйти лишь две российские компании — Газпром и Сбербанк, разместив чуть более одного млрд долл., в то время как в прошлом году таких выпусков было девять общим объемом более 13 млрд долл.
Аналитики агентства Moody’s на ближайшие месяцы также прогнозировали и падение выпуска новых корпоративных рублевых облигаций из-за украинского конфликта и волатильности обменного курса рубля. Долговые аналитики также отмечали значительное замедление на рынке корпоративных размещений. "Если раньше за один месяц проходило около 30 рыночных выпусков облигаций, то сейчас не более пяти-шести", — рассказывал Дмитрий Дорофеев.
Минфин отказался от проведения восьми аукционов ОФЗ и смог привлечь на открытом рынке только 45 млрд руб., хотя в планах на этот год стояла цифра 808 млрд руб., отмечал Bloomberg.
Окно возможностей от Альфа-Банка
Размещение "Альфы" — одно из первых размещений еврооблигаций за последние три месяца. Все это время первичный рынок оставался в упадке. Альфа-Банк показал участникам рынка, что сейчас есть возможность выйти на него, говорит начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. По его словам, решение европейский финансовых властей увеличить ликвидность в финансовой системе должно благоприятно отразиться на спросе инвесторов на новые евробонды.
"Размещение Альфа-Банка может открыть "окно возможностей" для других российских банков и компаний к выходу на рынки евробондов и может свидетельствовать по крайней мере о стабилизации отношения инвесторов к российским бумагам, которое ухудшалось в первые месяцы 2014г.", — говорит аналитик рейтингового агентства Moody's Cергей Гришунин. По его мнению, дальнейшее развитие событий в первую очередь будет зависеть от развития ситуации вокруг Украины, ускорения роста ВВП России и возвращения уверенности инвесторов в российские бумаги.
По словам Дорофеева из БКС, в ближайший месяц, если ситуация на глобальных рынках не ухудшится, на рынок может выйти весь первый эшелон: "В первую очередь ВЭБ, ВТБ, возможно Сбербанк, за ними последуют корпоративные заемщики".
В четверг агентство Reuters сообщило со ссылкой на собственные источники, что ВЭБ запросил разрешение на выпуск бондов, номинированных в евро. РБК в госкорпорации сообщили, что в настоящий момент конкретных планов по выходу на внешний рынок заимствований не имеют, хотя ВЭБ на постоянной основе осуществляет мониторинг рынков и рассматривает различные источники привлечения финансирования.
Главный экономист БКС Владимир Тихомиров говорит, что сейчас частный Альфа-Банк и государственный ВЭБ — принципиально разные истории. "ВЭБ воспринимается инвесторами, как государственный институт, риски непогашения долга у которого намного ниже, чем у частных институтов, — объясняет Тихомиров. — Но еще есть политическая составляющая, с точки зрения которой у "Альфы" меньше рисков. Для американских инвесторов менее рискованно вложить средства в облигации "Альфы", нежели в облигации ВЭБа. Учитывая нынешнее состояние отношений между Россией и Америкой, вложиться в облигации ВЭБа для них значит подставить себя под удар критики внутри страны, что они косвенно поддерживают российское государство в лице финансовых институтов". При этом Тихомиров считает, что сейчас ВЭБ мог бы разместиться на схожих с "Альфой" условиях.
ВТБ отказался ответить, готовит ли он евробонды, однако вечером в четверг Интерфакс сообщил со ссылкой на свои источники, что банк начал переговоры с иностранными банками о рефинансировании синдицированного кредита на 3,1 млрд долл. Кредит был взят в июле 2011г. на три года.
В Сбербанке РБК сообщили, что проблем с ликвидностью у него нет, поэтому банк имеет возможность дождаться привлекательных условий. "Мы следим за ситуацией и мониторим рынок", — отметили в госбанке.
Наталья Старостина, Сирануш Шароян