Спад российской экономики больнее всего ударил по Армении и Украине
Косвенным подтверждением зависимости постсоветских экономик от российской является значительное изменение стоимости валют страны бывшего СССР вследствие резкого падения курса рубля. Результаты проведенного анализа базируются на прогнозе рейтингового агентства о сокращении ВВП России в 2015 году на 4,5%, пишет Financial Times.
Fitch отмечает, что Россия является ведущим экспортным рынком для Армении и основным источником инвестиций и денежных переводов. Именно это побудило агентство понизить в январе рейтинг Армении до уровня «B+». По данным Fitch, денежные переводы из России составляли до 10% ВВП Армении в 2012 году, но их количество к началу 2015 года сократилось на 40%. При этом экспорт в Россию давал в 2013 году более 3% ВВП страны, а российские инвестиции составляют более 50% от всех иностранных вложений в ее экономику.
«Нарушение традиционно тесных экономических связей с Россией внесло значительный вклад в резкий экономический спад на Украине, а таким образом и в ухудшение суверенной кредитоспособности Украины», – цитирует FT обзор Fitch. Агентство подчеркивает, что даже не принимая во внимание конфликт между Киевом и Москвой и введение взаимных ограничений на торговлю, Украина занимает второе место среди стран СНГ по экономической зависимости от России.
Денежные переводы из России в 2012 году составляли 2,1% украинского ВВП, экспорт в России в 2013 году достигал четверти от его общего объема, или почти 8,5% ВВП. Прямые российские инвестиции в экономику Украины находятся на уровне примерно 5% от общего количества иностранных вложений. Fitch при этом полагает, что значительная часть инвестиций с Кипра на самом деле делается российским капиталом, что позволяет агентству отнести на счет российского бизнеса более трети иностранных инвестиций в экономику Украины.
Грузия, по мнению аналитиков Fitch, менее зависит от России с точки зрения денежных переводов и торговых связей, агентство полагает, что прогноз по росту грузинской экономики в 2015-2016 годах, который пока составляет 4%, следует слегка понизить. В обзоре отмечается, что и Армения и Грузия отпустили курсы своих валют, что смягчило воздействие от падения рубля и сохранило этим странам валютные резервы.
Зависимость ВВП Казахстана и Азербайджана от российской экономики относительно невелика, отмечается в обзоре. Fitch обращает внимание, что в контексте низких цен на нефть основным источником воздействия оказалось влияние слабого рубля на фиксированные курсы валют этих стран – маната и тенге.
Азербайджан в середине февраля отменил привязку маната к доллару, заменив ее бивалютной корзиной доллара и евро, и позволил национальной валюте упасть на 33%. Fitch полагает, что тенге также ожидает девальвация, поскольку реальный эффективный обменный курс казахстанской валюты укрепился до уровня февраля 2014 года.