Банки под контролем: кто попадет под "микроскоп" ЦБ
Системно значимые финансовые институты, как пояснил в начале 2014г. зампред ЦБ Михаил Сухов, будут нести перед обществом дополнительные обязанности и ответственность. "Первая из них - постоянно находиться в состоянии готовности за счет собственных источников преодолевать рыночные колебания тех или иных финансовых инструментов или условий", - указал он.
Внимание регулятора - позитивный сигнал
Особый надзор со стороны ЦБ по отношению к системно значимым банкам следует понимать как тщательный, считает заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании "Совлинк" Ольга Беленькая.
"Я думаю, что для клиентов этих банков это положительный фактор, поскольку снижается уровень риска вкладчиков", - подчеркнула она.
Согласен с подобной оценкой и президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян: "Особый надзор означает, что эти банки имеют признанный масштаб и соответствующую оценку со стороны регулятора. Поэтому эта фраза звучит для клиентов однозначно позитивно".
В то же время он отметил, что отсутствие того или иного банка в перечне системно значимых не следует воспринимать негативно.
"Быть системно значимым - не манна небесная", - сказал Тосунян. Более того, по мнению главы АРБ, банки должны быть заинтересованы в том, чтобы достигнуть тех результатов, которые позволят им попасть в перечень.
Тосунян отметил, что регулятор будет следить за "каждым шагом и действием" системно значимых банков. "И если вдруг у банка возникнут какие-то отклонения от предъявляемых требований, то возникнут сразу же соответствующие вопросы у регулятора", - сказал он.
На данный момент, по словам Беленькой, неизвестно, будут ли применяться по отношению к системно значимым банкам в России повышенные нормативы, как это происходит в международной практике. "Для системно значимых институтов, как и за рубежом, должен существовать заранее подготовленный план по их оздоровлению при негативном сценарии. Пойдет ЦБ по этому пути или ограничится просто жестким надзором, сказать пока сложно", - отметила экономист.
Эксперты также отметили, что перевод Промсвязьбанка, Газпромбанка и Райффайзенбанка под особый надзор неслучаен. По мнению начальника аналитического управления БКФ Максима Осадчего, включение этих банков в особую категорию можно объяснить тем, что на них регулятор намерен опробовать новые методы надзора за крупнейшими игроками на финансовом рынке.
"Эти три банка - представители трех основных категорий: один из них - квазигосударственный, второй - частный, а третий принадлежит нерезидентам", - пояснил он.
Критерии известны, список не определен
Положение ЦБ о критериях, относящих банки к категории системно значимых, вступило в силу 2 февраля этого года.
В список системообразующих кредитных организаций попадут те финансовые институты, активы которых превышают 0,17% от совокупных активов отечественного банковского сектора. Другим критерием станет аналогичное значение для объема привлечения вкладов физических лиц и операций на межбанковском рынке. Центробанк подчеркивает, что на все системно значимые банки должно приходиться 2/3 обобщающего результата банковского сектора России (активы, привлеченные и размещенные средства, а также вклады физлиц).
Регулятор пока не обнародовал список системно значимых банков, число которых, как ожидается, составит более 50. При этом ранее Центробанк планировал контролировать особым образом 20 кредитных организаций.
Несмотря на отсутствие утвержденного списка таких кредитных организаций, экспертные оценки указывают на его вероятное наполнение. По оценкам Института экономической политики (ИЭП) имени Гайдара, в перечень системно значимых кредитных организаций попадут 25 российских банков, а именно: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ 24, Банк Москвы, Альфа-Банк, Юникредит Банк, Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Номос-банк, "Уралсиб", Транскредитбанк, банк "Санкт-Петербург", МДМ-банк, банк "Россия", "Ак Барс", Ситибанк, Московский кредитный банк, банк "Русский Стандарт", Хоум Кредит Банк, Ханты-Мансийский банк, Связь-Банк и "Глобэкс".
По оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's, на включение в категорию системно значимых банков могут претендовать всего 13 кредитных организаций: ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Банк Москвы, банк "Россия", "Уралсиб", Московский кредитный банк, МДМ-банк, Промсвязьбанк, "Русский Стандарт", Связь-Банк и Юникредит Банк.
В список S&P попали только те фининституты, которым агентство присваивает рейтинги. Именно этим обусловлено отсутствие в нем Сбербанка и Россельхозбанка.
Контролировать деятельность системно значимых банков будет созданный 1 октября 2013г. в составе центрального аппарата департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями. Ранее подобную функцию исполняли территориальные учреждения Центробанка. Руководить деятельностью новой структуры будет бывший заместитель директора департамента банковского надзора Михаил Ковригин.
Идея не нова
Особый надзор со стороны регулятора за крупнейшими игроками на банковском рынке в России применялся и ранее.
Летом 1996г. в структуре Центробанка было создано операционное управление по надзору за крупнейшими банками (ОПЕРУ-2), которое возглавил зампред Банка России Денис Киселев. Тогда под надзор этой структуры попали 14 крупнейших российских банков, в которых было сосредоточено около 2/3 совокупных активов банковской системы и 90% вкладов граждан. Этим системным фининститутам государство гарантировало свою поддержку.
Однако экономический кризис 1998г. серьезно сказался на их положении. Особо контролируемые государством банки пострадали больше других кредитных организаций. И даже несмотря на предоставленные ЦБ стабилизационные кредиты, большинство из системообразующих банков утратили свое лидерство или обанкротились. В сентябре 1998г., когда главой ЦБ стал Виктор Геращенко, структура ОПЕРУ-2 была объединена с главным управлением ЦБ по Москве.
С практикой включения кредитных организаций в список системно значимых хорошо знакомы и регуляторы других стран. Причем усилия по составлению перечней центральные банки активизировали после глобального кризиса 2008г. Крах одного из мировых лидеров в инвестиционном банкинге - Lehman Brothers - заставил финансовые власти многих государств всерьез задуматься над смыслом экономического термина too big to fail, то есть "слишком велик, чтобы рухнуть". События 2008г. продемонстрировали, что проблемы (и тем более банкротство) системообразующих банков, которые описывает этот термин, могут повлечь за собой тяжелые последствия для всей экономики.
На данный момент национальные списки системно значимых банков применяются, в частности, в США и Японии. В 2013г. власти Евросоюза приняли постановление, которое предписывает каждой стране, входящей в ЕС, определить список национальных кредитных организаций, попадающих в данную категорию. По сравнению с другими игроками на рынке их значимость для экономики предполагает соблюдение ряда повышенных требований.
Андрей Корзин, Яков Грабарь