Эксперты в 2,5 раза повысили оценку заброшенных сельхозугодий в России
Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, за которую отвечает Росстат, выявили обширные «белые пятна» — сельхозземли, не закрепленные ни за кем или закрепленные за пользователями, которых найти не удалось, следует из последнего выпуска РАНХиГС «Мониторинга экономической ситуации в России» (.pdf). Такая перепись проводилась всего второй раз, первый был в 2006 году (до этого ее проводили еще в царской России). Цель — показать, как используются земельные и другие ресурсы сельского хозяйства.
Если верить Росреестру, на конец 2016 года общая площадь сельхозугодий в России составляла 222 млн га. Но переписчикам удалось выявить только 142,2 млн га (64%). Бóльшая часть земли (50,7 млн га), не учтенной при переписи, числится в Росреестре за сельхозпроизводителями, которых найти не удалось. Еще около 30 млн га вообще ни за кем не закреплены.
Авторы мониторинга отмечают, что в 1990 году площадь бесхозных земель составляла только 8,3 млн га. Основной причиной, почему объем таких земель растет, называется сложность оформления в аренду или собственность. «При продаже или аренде государство-собственник все затраты на оформление принадлежащих ему участков перекладывает на будущих пользователей. Эту схему, вероятнее всего, сложно реализовать без использования коррупционных методов», — отмечает автор обзора доктор экономических наук Василий Узун.
Ненужная земля
Как следует из предварительных итогов опроса, около 51 млн га сельхозугодий не участвовало в переписи (их владельцев или пользователей найти не удалось), что можно считать неиспользуемой землей, пишет эксперт. Если принять во внимание вообще ни за кем не закрепленные 30 млн га и попавшие под перепись 17 млн га, которые, по ее данным, не использовались, то общая площадь неиспользуемых сельхозугодий в России составит более 97 млн га (44% всех сельскохозяйственных угодий страны).
Этот результат неожиданный, так как традиционно считается, что заброшенные сельхозугодья занимают около 40 млн га, пишет Узун; получается, что эта оценка занижена почти в 2,5 раза. Пресс-служба Минсельхоза не ответила РБК.
Обнаруженное расхождение закономерно, считает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «Полноценная перепись проводилась после десятилетнего перерыва. Данные в распоряжении госорганов могли устареть или вовсе оказаться полностью некорректными. Собственно, для этого перепись и проводилась», — говорит он РБК.
70–80% территории России находится в зоне рискованного земледелия, отмечает Нигматуллин. Эта зона может меняться из-за внешних факторов, что может сказываться на использовании земель. «Само собой, могло сказаться и нежелание хозяйств сотрудничать во время переписи из-за опасения начисления налогов», — добавляет эксперт.
Ранее эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина указывали на низкий уровень использования аграрного потенциала в России. В отдельных регионах — северных, восточных, а также в Нечерноземье наблюдается «демографическое опустынивание сельской местности, обширные площади сельскохозяйственных угодий, десятки миллионов гектаров, не используются», отмечалось в докладе (.pdf), посвященном аграрному сектору России.
«Cпящими» имущественными и земельными активами озаботился и Столыпинский клуб Бориса Титова. Из данных, запрошенных экспертной площадкой в Росреестре (копия письма есть у РБК), следует, что в 52 регионах учет зарегистрированных земель сельхозназначения ведется некорректно (данные были предоставлены с 2014 по 2016 год). К примеру, выписка из Забайкальского края свидетельствует: площадь региона — 43,2 млн га, «площадь земель сельскохозяйственного назначения в собственности муниципалитетов — 1 млрд га». Данных по 42 регионам Росреестр не предоставил.
В 2016 году был принят закон «Об изъятии неиспользуемых сельхозземель», который дал право властям регионов изымать такие земли. Однако за год он не продемонстрировал ожидаемой эффективности, рассказал директор департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза Михаил Пилавов на парламентских слушаниях в ноябре.
Для усовершенствования закона ведомство разработало еще четыре законопроекта. В частности, правительством уже одобрен проект изменений в закон об ипотеке (залоге недвижимости). «Его принятие обеспечит развитие института залога земель сельскохозяйственного назначения и создаст условия для привлечения дополнительных заемных средств в АПК», — сказал Пилавов.