От трех до шести: какой налог Минфин предлагает для самозанятых
Минфин подготовил предложения по созданию специального налогового режима для самозанятых — об этом в четверг, 3 мая, рассказал журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин. В Министерстве юстиции продолжается обсуждение вопроса о том, кого считать самозанятыми, но Минфин и ФНС разработали предложения о налогообложении самозанятых даже при отсутствии их определения в законодательстве.
Что предлагает Минфин
Самозанятыми Минфин предлагает считать людей, которые не имеют наемных работников и получают доход от какой-либо предпринимательской деятельности — оказания услуг или продажи товаров, как физическим лицам, так и юридическим. При этом самозанятым не надо будет регистрироваться в качестве ИП, подчеркивают в Минфине. «Мы предлагаем новый специальный налоговый режим. Он будет называться, допустим, налог на профессиональный доход... Мы предлагаем этот налог уплачивать с применением современных технологий, которые будут представлять собой такой эрзац-ККТ (контрольно-кассовая техника. — РБК), то есть мобильное приложение, которое каждый сможет себе загрузить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, по аналогии с тем, как сейчас проходит такая идентификация, например, при регистрации в услугах каршеринга», — пояснил Трунин. В пилотном режиме новый налоговый режим может заработать с 2019 года, предполагают в ведомстве.
Приложение будет заменять онлайн-кассы, подчеркивают в Минфине. С 2019 года на использование таких касс должны перейти большинство индивидуальных предпринимателей, за исключением ряда категорий. В приложении самозанятые должны будут отображать свои доходы, в идеале — каждую транзакцию, пояснил Трунин.
Очевидная проблема нового налогового режима — его администрирование, говорит эксперт компании «СКБ. Контур» Наталья Горбова. «Нет правового механизма, и по умолчанию любого гражданина можно считать самозанятым. Зарегистрироваться в качестве самозанятого будет легко, а как прекратить эту регистрацию, доказать, что доход был разовым...» — размышляет она. Предложения Минфина позволят считаться «законопослушным», говорит она, но при этом недоплачивать налоги.
С каждой транзакции будет уплачиваться «налог на профессиональный доход», никакими другими налогами доходы облагаться не будут. «Мы предлагаем, чтобы ставка такого налога была в районе 3%, если оказание услуг идет физическим лицам. Если юридическим — то 6%, чтобы не конкурировать с упрощенной системой налогообложения», — рассказал замглавы Минфина.
Предельный размер доходов, попадающий под новый налоговый спецрежим, еще обсуждается, говорит Трунин. «Верхняя планка еще обсуждается, мы предлагаем около 10 млн руб. в год. Это с большим запасом, но мы с ФНС в этом не видим существенных рисков», — пояснил он.
В Минфине не прорабатывали вопрос о том, каким образом самозанятые будут уплачивать взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, признает Трунин. Позиция ведомства заключается в том, что к статусу самозанятых не должны привязываться фиксированные платежи, пояснил он. РБК направил запрос в Минтруд.
Налоговые каникулы для самозанятых не сработали, признают в Минфине. Поэтому для того, чтобы стать плательщиком нового налога, не будет ограничений по видам деятельности. «Предлагаем установить список видов деятельности, которые не попадают под работу самозанятых: торговля маркированными товарами, недвижимость — а все остальное попадает», — подчеркнул Трунин. «Единственное ограничение, которое мы рассматриваем: если человек зарегистрирован как ИП. Тогда он не может совмещать такой режим с другими спецрежимами. То есть надо будет выбрать», — указал чиновник.
Нейтральный эффект для бюджета
Цель нового налогового режима — повысить прозрачность рынка труда и вовлечь в процесс уплаты налогов сотни тысяч самозанятых. «Ставка налога небольшая. Мы не видим в этом большого источника доходов бюджетов. Эффект мы видим максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая», — подчеркивает Трунин.
Сейчас самозанятые находятся в тени и не платят налоги, но если зарегистрируются 50 тыс. человек — это будет признак того, что движение идет в верном направлении, указывает Трунин. Самозанятых в стране несколько миллионов, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин, и их легализация пойдет на пользу местным бюджетам. «От такого спецрежима выиграют бюджеты регионов — сейчас они платят взносы в ОМС за неработающее население», — указывает он. Но важно решить вопрос с пенсионными взносами: кто, в каком порядке и объеме будет их уплачивать.
Стимулы для потребителей
В Минфине понимают, что переход самозанятых даже на режим с минимальными налоговыми ставками нужно будет «раскручивать», говорит Трунин, если человек работал и не платил налоги, нужно ему объяснить, зачем платить 3%. «Мы полагаем, что такой упрощенный режим действительно является более привлекательным, чем онлайн-касса. С другой стороны, мы будем предлагать стимулы для того, чтобы покупатели требовали чек», — поясняет чиновник задумку Минфина.
Чек, выданный через приложение, поможет ФНС контролировать доходы самозанятых. Чтобы покупатели начали требовать чеки, им могут быть даны «определенные бонусы», рассказал Трунин. «Можно будет предоставить налоговые вычеты, можно будет позволить условно копить баллы и за счет этих баллов погашать свои налоговые обязательства. Такая государственная программа лояльности», — рассказал он. Поскольку налоги направляются в доход субъектов и муниципалитетов, тема требует детального обсуждения. Но если покупатель будет знать, что 3 или 6% от покупки он может использовать для уплаты своих налогов — чеки начнут требовать, предполагают в Минфине.
Самозанятым не потребуются дополнительные стимулы для перехода на новый режим, если он будет удобен и прост, предполагает Калинин. «Никто себе не враг. После легализации самозанятые смогут пользоваться мерами господдержки, оформлять отношения с банками, не будет блокировок счетов по подозрительным операциям», — считает он. Если людям будет выгодно работать легально, они выйдут из тени, предполагает Калинин.