Министр экономики Словакии предложил платить за газ в рублях
Поставки газа из России в Словакию не должны останавливаться, страна может платить за сырье в рублях. Об этом заявил министр экономики Ричард Сулик во время дискуссии на канале RTVS.
«Поток газа не должен прекращаться. Вот почему я говорю, может быть, это слишком прагматичная позиция для некоторых. Если есть условие платить в рублях, то давайте платить в рублях», — сказал он (цитата по Сas).
Сулик напомнил, что Словакия покупает у России около 85% потребляемого ею газа. Стране следует диверсифицировать поставки, однако этот процесс займет несколько лет, а у Словакии есть шесть недель на решение вопроса с оплатой — следующий платеж нужно внести до 20 мая. От газа зависит работа предприятий промышленности.
31 марта премьер-министр страны Эдуард Хегер заявил, что согласие Словакии на покупку газа за рубли только усилит зависимость от России. «Это уже будет не только энергетическая, но и финансовая [зависимость]», — говорил Хегер. В то же время он указывал на сомнения властей Словакии в надежности поставок газа из России.
Евросоюз заморозил около $300 млрд из $640 млрд валютных резервов России в рамках санкций, говорил министр финансов Антон Силуанов. После этого президент Владимир Путин сообщил, что Россия не будет поставлять газ бесплатно из-за угрозы ареста счетов, и поручил правительству, Центробанку и «Газпрому» разработать механизм оплаты за газ рублями.
31 марта Путин подписал указ о переводе расчетов за газ в национальную валюту. Контрагенты из «недружественных» стран должны открыть рублевый и валютные счета в Газпромбанке. Они будут переводить евро или доллары на валютный счет, а банк будет продавать валюту на Московской бирже и зачислять рубли на рублевый счет. С 1 апреля оплата поставок газа будет проходить с момента зачисления средств, полученных от продажи валюты, на рублевый счет поставщика природного газа.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен называла такой способ оплаты попыткой России обойти западные санкции. Ряд глав государств, которые попали в список «недружественных», заявляли о нарушении контрактов. Евросоюз и G7 отказывались выполнять российские требования.