Западные СМИ назвали поражением Путина отказ от «Южного потока»
Бизнес-обозреватели объяснили отказ России от проекта «Южный поток» целым рядом политико-экономических обстоятельств, касающихся непростых отношений Москвы и Брюсселя. При этом ни один эксперт не сослался на нормы «третьего энергопакета», считавшегося основным камнем преткновения между РФ и Европой
Reuters увидел главные причины остановки газопровода в политических разногласиях между ЕС и Россией по поводу Украины, ослаблении спроса на газ в Старом Свете и снижении цен на энергоносители.
Крис Уифер, партнер в московском офисе консалтинговой компании Macro Advisory, объяснил Bloomberg, что решение Москвы – «классический пример, когда доступ к энергоресурсам пытаются сделать предметом торга в переговорах о политическом и экономическом сотрудничестве». «Путин, очевидно, рассчитывает, что расширение кооперации с Турцией сможет в какой-то мере компенсировать ухудшение торговых отношений с ЕС», – добавил эксперт.
Нерентабельный проект
Обосновывая слабую экономическую сторону проекта, Reuters пишет, что для рентабельности «Южного потока», стоимость транспортируемого по нему газа должна составлять $9,5–11,5 за млн БТЕ с учетом 30%-й экспортной пошлины, тогда как средняя стоимость газа на европейском спотовом рынке составляла в этом году $6–9 за млн БТЕ.
Пьерр Ноэль, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований, не сомневается, что проект «Южный поток» закрыт навсегда. «Полагаю, что шансы его реализации близки к нулю, – сказал он Reuters. – Я не думаю, что Путин блефует. Он адаптируется к новым европейским геополитическим реалиям».
По мнению Карлоса Паскаля, сотрудника Центра глобальной энергетической политики Университета Колумбии, отмена проекта – следствие внутрироссийских факторов и непростого выбора, который встал перед Россией – определения объекта для вложения ограниченных средств в период санкционного давления. «Получить доступ к капиталу стало сложнее и дороже, все наиболее динамично растущие газовые рынки находятся в Азии, а у России практически нет мощностей для экспорта в Азию», – объяснил Паскаль Reuters.
«Выбор Турции в качестве альтернативы еще более сомнителен, чем вариант прямых поставок в Европу, – сказал Reuters финансовый консультант, пожелавший остаться неназванным. – Даже если [будет построен трубопровод] до Турции, наибольший объем транспортируемого по нему газа будет поставляться в Европу, поэтому возникает вопрос: зачем нужны транзитные риски, когда можно снять разногласия между Россией и ЕС и реализовать проект в том виде, в котором он планировался изначально».
Предложенная Турции скидка на газ только усиливает сомнение в целесообразности проекта, который и так не выглядел безупречно с экономической точки зрения, а объем предполагаемых поставок газа в Турцию в четыре раза превышает ее годовые потребности и слишком велик для собственно турецких нужд, добавляет Reuters.
«Газпром» в плюсе
Отказ от проекта может избавить «Газпром» от лишних трат, поскольку мощностей для поставок газа в Европу сейчас хватает, сказал Bloomberg Михаил Корчемкин, бывший сотрудник Министерства газовой промышленности СССР, а также гендиректор и владелец аналитической компании East European Gas Analysis.
«Другие трубопроводы в Европу никто строить не будет. В конечном счете, это не самая плохая новость для компании», – добавил он. Отмена проекта может уменьшить отрицательный денежный поток «Газпрома» в 2014–2017 годах, сказал Корчемкин Reuters.
Из-за снижения привязанных к нефти цен на газ и сокращение объема продаж «Газпром» по итогам года, судя по всему, окажется в минусе, добавляет аналитик, объясняя, что это вынуждает компанию сокращать инвестиционную программу.
В поисках причин
The New York Times назвала отмену «Южного потока» «редким дипломатическим поражением» Путина и редкой победой Евросоюза и администрации Барака Обамы на фоне их бездействия во время аннексии Крыма и боевых действий на востоке Украины. Очевидным победителем в конфликте Европы и России издание назвало Турцию, на которую теперь будут переориентированы мощности, планировавшие изначально для «Южного потока».The Wall Street Journal охарактеризовала отказ от газопровода в его первоначальном варианте как «пока самое очевидное доказательство того, что Россия поддается давлению со стороны ЕС». Авторы также обратили внимание на российско-турецкое сближение, особенно ярко проявляющееся в экономической сфере.
Последнее подмечает и немецкая Die Welt. По ее мнению, Россия не отказывается от своих планов поставки газа в юго-западном направлении но, по сути, лишь меняет страну-транзитера с Болгарии на Турцию: «Обе стороны настроены решительно углублять торговое сотрудничество, несмотря на разные позиции во многих вопросах. В частности, это касается гражданской войны в Сирии». Издание уверено, что остановка проекта связана скорее с внутренними причинами, нежели с противодействием Брюсселя. «Энергетическая держава в данный момент слабеет из-за удешевления нефти и ухудшения конъюнктуры в свете санкций и украинского кризиса. Не исключено, что это внесло свой существенный вклад в решение Кремля», – сообщает Die Welt со ссылкой на российских экспертов.
Немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung назвала отказ от «Южного потока» личным поражением Владимира Путина, поскольку тот «годами поддерживал и отстаивал проект». По мнению обозревателя газеты Михаэля Мартенса, решение российских властей показывает, что «в Кремле теперь воспринимают всерьез решительную позицию Еврокомиссии по отношению к проекту» и что «прозападный курс нового правительства Болгарии нам самим тоже стоит принимать всерьез». Беднейшая страна ЕС могла бы финансово выиграть от реализации «Южного потока», но решила встать на сторону Брюсселя. Но в таком шаге есть и элемент вынужденности: «Семимиллионная маленькая страна не смогла бы одержать победу в противостоянии с Еврокомиссией».
Ведущие французские СМИ практически проигнорировали отказ России от «Южного потока». По состоянию на 13:00 мск на сайте левоцентристской Le Monde отсутствовало упоминание о закрытии проекта. «Правая» Le Figaro также обошла стороной этот сюжет. Исключением стало экономическое издание Les Echos. Правда, оно ограничилось сугубо информационным текстом новостного агентства AFP. В нем «Южный поток» назван «жертвой наложенных Брюсселем санкций». Сообщение AFP появилось и в «правом» Le Point. Отсутствие интереса у местных СМИ к «Южному потоку» может объясняться минимальным участием Франции и французских компаний в этом проекте.
Без потока
Немало внимания случившемуся уделяют СМИ Австрии, которая относительно недавно присоединилась к проекту «Южного потока». Газета Kurier сделала анализ «победителей» и «проигравших» от остановки проекта.
Однозначно в минусе оказались европейские партнеры «Газпрома», в первую очередь австрийский концерн OMV. Этим летом глава нефтегазового гиганта Герхард Ройс подписал с российской стороной договор о подключении к «Южному потоку» Австрии. Соглашение подразумевало строительство ответвления от основной трубы длиной 50 км через территорию Венгрии. Издание также привело мнение политолога Герхарда Манготта, который уверен: в среднесрочной перспективе российский газ продолжит идти транзитом через Украину. Поэтому отказ от «Южного потока» именно для Киева становится «поистине хорошим известием».
Кроме того, австрийская пресса указывает и на другого «потерпевшего» от сворачивания проекта – сталелитейную корпорацию Voestalpine из Линца. Die Presse и Wirtschaftsblatt напоминают, что всего лишь в сентябре этого года компания сообщила о контракте на поставку 120 тыс. т листового металла для труб австрийской ветки «Южного потока». Соглашение должно быть выполнено к весне 2015 года, общая стоимость контракта оценивается в €100 млн. В то же время Wirtschaftsblatt заявили в пресс-службе Voestalpine, что судьба договоров по «Южному потоку» никак не повлияет на результаты концерна: по итогам 2014–2015 финансового года ожидается «небольшое увеличение» операционной прибыли в сравнении с прошлогодними €792,3 млн.
Пока наиболее экспрессивная реакция на решение Путина приходит из балканских государств, где и должен был пройти газопровод. Болгарская газета «Сега» собрала комментарии местных политиков и чиновников. Например, бывший министр экономики, энергетики и туризма Трайчо Трайков заявил, что «если кто-то утверждает, что это Болгария виновата в отказе от газопровода, то мы можем обратиться в международный арбитраж». Советник нынешнего министра экономического развития Божидара Лукарски Владимир Каролев сказал, что необходимо дождаться официального уведомления о прекращении проекта российской стороной, а затем «добиваться восстановления своих прав в арбитражном суде».
«Южный поток» должен был пройти по территории Болгарии, Сербии, Словении с заходом в Италию, Австрию и Хорватию. Проект должен был заработать в 2015 году. Его мощность планировалась на уровне 63 млрд куб. м.