Бизнес не дождался от Путина слов о поддержке рыночной экономики
Чего не услышал бизнес
Выступление Путина было ключевым на форуме. «Я уже не знаю, чего ждать. Все риски для бизнеса очевидны, они лежат на поверхности», – посетовал в разговоре с РБК глава одной из финансовых компаний.
Нужно прояснить, «почему возможны меры, которые все инвесторы оценивают как очень плохие для рынка – ситуация с АФК «Система», повышение налоговой нагрузки», говорит председатель правления фонда «Петербургский международный экономический форум», экс-замминистра экономического развития Сергей Беляков. По его словам, «у нас разрыв между тем, что говорят, и тем, что на самом деле реализуется».
Вопрос про АФК «Система» Путину задал директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. В ответ президент сказал, что никакого массового пересмотра итогов приватизации не будет, но один случай от другого могут качественно отличаться. Бранис отказался подробно комментировать ответ, отметив лишь: «Я ожидал несколько другого ответа».
«Высказывание Путина по поводу дела Евтушенкова можно перевести следующим образом: сажать не будем, но компанию отберем», – говорит один из топ-менеджеров российского финансового сектора на условиях анонимности. «Путин подчеркнул, что не намерен вмешиваться, но выразил надежду, что все будет развиваться не в уголовной, а гражданско-правовой плоскости. Именно эта фраза позволяет мне сделать такой вывод», – отмечает собеседник РБК.
«Мы услышали только то, что было сказано по экономической части. А хотели, чтобы он выразил свое отношение к частной собственности и дал понять, что частный бизнес – это важная часть экономики. Его несколько раз пытались на эту тему вывести в ходе дискуссии. Но он этого не сказал. Очевидно, что он опирается на государственную экономику», – отметил РБК один из российских топ-менеджеров.
«Путин не сказал о либерализации предпринимательской активности и о том, что развитие частного сектора будет залогом движения вперед», – сетует член генерального совета «Деловой России» Рубен Аганбегян.
Путин подтвердил курс правительства
В области макроэкономики и денежно-кредитной политики бизнес волнует доступ к международным финансовым ресурсам, процентная ставка по кредитам, курс доллара и возможность поддержки длинными дешевыми деньгами национальных проектов, в том числе строительных, перечисляет основатель и глава инвестиционно-строительной корпорации «Баркли» Леонид Казинец. «Нам нужны длинные дешевые рубли, отсутствие этих действий нас очень пугает», – признает он.
«Мы уже слышали от руководителей ЦБ и министров о неизменности курса открытых финансовых рынков, о том, что мы будем последовательно проводить политику поддержки бизнеса, финансовой поддержки внутренних рынков, которые ограничены к доступу к международным финансовым рынкам. Важно, чтобы президент подтвердил все эти вещи», – сказал он.
Бизнесу не хватает определенности в будущей экономической политике, говорит глава РСПП Александр Шохин. «Многие решения принимаются оперативно и противоречат стратегическим документам. Например, дискуссия по налогу с продаж, НДС и НДФЛ началась на следующий день после принятия на правительстве Основных направлений налоговой политики. От налога с продаж отказались, но регионам будет предоставлено право вводить сборы ровно по тем направлениям, по которым предполагалось ввести налог с продаж», – перечисляет Шохин.
Путин частично снял озабоченность бизнеса. Он подтвердил ключевые тезисы правительственных чиновников по самым болезненным темам в области макроэкономики, ничего революционного сказано не было, комментирует выступление Аганбегян.
Основные тезисы выступления Путина – Россия не будет вводить валютные ограничения, переход к ЦБ к плавающему валютному курсу не означает отказа от валютных интервенций. Правительство не стало усиливать налоговую нагрузку на бизнес и намерено поддерживать экономику: со следующего года в России заработает Фонд развития промышленности. В бюджете предусмотрены средства на докапитализацию ВЭБа и РФПИ. Будет активизировано сотрудничество с инвестиционными фондами других стран. Предприниматели получат доступ к информации о проверках бизнеса. Также Россия продолжит курс на расширение сотрудничества с зарубежными странами, в частности, со странами Латинской Америки, АТР и БРИКС.
Лучше, чем ничего
«Я не ожидал ничего большего [от речи Путина], нормальная речь, чо, – сказал РБК основной владелец ТКС Банка Олег Тиньков. – Я вообще считаю, что ничего экстраординарного в экономике не происходит. Вот если бы [Путину] кто-то вопрос задал про кредитные карточки, это меня очень бы заинтересовало».
Зампред правления МДМ Банка Алексей Чаленко отметил, что Путин выглядел уверенно и спокойно, рассказав, с одной стороны, о мерах поддержки экономики, и, с другой стороны, сформулировав продолжение жесткой монетарной политики. «Конечно, нам хотелось бы еще услышать слова о поддержке всего финансового рынка, однако озвученные меры вселяют уверенность, что в долгосрочной перспективе инвестиционный рынок и рынок капитала в России будет восстанавливать свои позиции», – говорит он.
«Хорошо, что президент иногда снимает некоторое напряжение. Потому что слухи появляются без конца, и рынки лихорадит. Президент успокаивает. Сколько людей пришло, чтобы услышать именно это», – считает вице-президент РСПП Давид Якобашвили. Ответ Путина по «Башнефти» он комментировать не стал.
Больший энтузиазм выступление президента вызвало у зарубежных гостей форума. «Мы очень впечатлены речью Владимира Путина, – заявил РБК губернатор Восточной провинции (Конго) Жан Саиди Баманиса. – Сами мы не инвестируем в России. Мы приехали, чтобы, наоборот, убедить российские компании инвестировать в Восточную провинцию. У нас большие запасы минералов, золота, бриллиантов».
В том же ключе высказался представитель инвестиционного фонда из Омана на условиях анонимности: «Наш фонд инвестировал в Россию, и мы не планируем сворачивать инвестиции». «Мы очень взбудоражены речью Владимира Путина, мы его фанаты. Он очень сильный и храбрый президент», – вторит представитель корпорации по страхованию экспортных кредитов Sinosure, Китай.
По словам Браниса, речь президента по-разному воспринималась аудиторией. «Для того, кто, скажем, приехал из Австралии, было важно услышать слова о рыночной экономике и об Украине. Те, кто находится в России, более объективно относятся к ситуации, на них правильные слова действуют меньше», – рассуждает он.