Бизнес попросил у правительства защиты от недобросовестных миноритариев
Поправки в четвертую главу ГК («Юридические лица»), заработавшие 1 сентября, могут вызвать злоупотребления со стороны миноритариев и усложнить ведение бизнеса в России, утверждает президент Объединения корпоративных юристов России (ОКЮР) Александра Нестеренко.
Миноритарии получили больше возможностей влиять на работу компании. Владельцы одной акции теперь имеют право требовать ликвидации компании (пп.5 п.3 ст.61 ГК), через суд исключать из нее других акционеров и требовать от менеджеров возмещения причиненных компании убытков.
В отношении ООО возможность принудительного исключения из общества была закреплена, но для этого нужно было иметь как минимум 10% долей, в акционерных обществах ее не было в принципе, указывает Александра Нестеренко. Теперь это право появилось у акционеров всех компаний, кроме публичных акционерных обществ.
«Это положение может затруднить работу компании. Снятие порогового ограничения и размытые основания для подачи иска могут привести к тому, что миноритарии будут обращаться в суд по любому поводу», – соглашается партнер адвокатского бюро DS Law Ирина Медведская. Процент выигранных дел будет минимален, но сам факт судебного разбирательства может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности и деловой репутации компании, прогнозирует она.
Вступление в силу новой редакции 4-й главы ГК вызвало вопросы у компаний и представителей юридического бизнеса, признает представитель Минэкономразвития. После изменений в ГК последуют поправки во многие специальные законы, успокаивает председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).
«Практически по всем организационно-правовым нормам есть специальные законы, для гармонизации законодательства в них будут вноситься поправки», – поясняет он.
Сейчас ведомство Алексея Улюкаева вместе с экспертами Международного финансового центра (МФЦ) готовит поправки в законы об АО и ООО, чтобы привести отдельные нормы этих законов в соответствие с новым регулированием в ГК, сообщил его представитель. Такое поручение Минэкономразвития дал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Его представитель это подтверждает. К декабрю поправки должны быть представлены в правительство.
Рабочая группа МФЦ (соисполнитель поручения Шувалова) сейчас разрабатывает новую статью в закон об АО и поправки в действующую норму ООО, они уточнят нормы об исключении собственников компаний так, чтобы они применялись только в случае откровенных злоупотреблений, говорит эксперт рабочей группы Денис Спирин.
«Мы будем внимательно смотреть на эти предложения, «откровенное злоупотребление» приближено к мошенничеству, это уже не ГК, такие формулировки требуют обсуждения», – скептичен Крашенинников.
Также готовятся поправки, которые призваны снять опасения бизнеса по поводу отмены порога владения для подачи иска против менеджмента. Ранее в акционерном обществе правом на иск к управленцам, чьи действия привели к убыткам компании, обладали владельцы 1% акций, стоимость которых зачастую исчислялась миллионами долларов, отмечает Нестеренко: «Теперь этого порога нет». По словам Спирина, для публичных обществ «определенный порог» предлагается вернуть.
Пока проблемы не решены поправками в законы об АО и ООО, с ними неизбежно будут сталкиваться в судебной практике, на принятие новых норм уйдет минимум год, опасается управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин. «До этого момента необходимо получить разъяснение Верховного суда, как ранее это делал ВАС, чтобы не оказаться в правовом вакууме. РСПП сейчас готовит соответствующее обращение в ВС», – сообщил он РБК.
«Корпоративным юристам нужно присоединиться к этому нормотворчеству и вместе с Минэкономразвития доработать законы об АО и ООО. Хотелось бы получить непротиворечивый продукт, который всех устроит, а мы, в свою очередь, проверим его на соответствие ГК», – говорит Крашенинников.
В Минэкономразвития уже поступил ряд предложений, в том числе от Торгово-промышленной палаты, сообщил РБК представитель ведомства. Свои замечания по поправкам подготовили в РСПП и ОКЮР, рассказали РБК представители организаций.
Четыре поправки в ГК, которых боится бизнес
На главные опасения Объединения корпоративных юристов России ответили участники рабочей группы по созданию МФЦ.
Акционер-владелец одной акции получил право требовать по суду принудительного исключения из общества другого акционера. До 1 сентября такая возможность была только в отношении ООО, но для этого нужно было иметь как минимум 10% долей. Новая норма не распространяется на публичные акционерные общества. При этом предлагается закрепить возможность для суда налагать арест на акции исключаемого участника, а также на имущество общества.
Во-первых, это правило работает только в отношении непубличных обществ – то есть совершено точно не работает в отношении тех обществ, акции которых обращаются на бирже. Во-вторых, на площадке рабочей группы МФЦ готовятся поправки в законы об акционерных обществах (предлагается новая ст. 7.1) и ООО (корректируется действующая ст. 10). Они должны уточнить нормы об исключении так, чтобы они применялись только в случае откровенных злоупотреблений.
Владелец одной акции теперь может требовать возмещения убытков с менеджмента. Ранее в акционерном обществе правом на иск к менеджменту обладали владельцы 1% акций. Иногда 1% стоит миллионы долларов, теперь же этого порога нет. А значит, можно потратить 30 руб. на приобретение одной акции и идти в суд с требованием о взыскании многомиллионных убытков с руководителей компании. Правда, иски акционеры вправе подавать в пользу общества, а не в свою пользу, иначе желание обращаться с исками к менеджерам у предприимчивых людей могло бы сильно возрасти.
Верно отмечено, что такие иски акционеры предъявляют именно в интересах общества. Эта норма ГК обсуждалась на площадке рабочей группы МФЦ. Было предложено установить для публичных обществ определенный порог владения акциями, необходимый для получения права на предъявление такого иска. То есть с учетом предложений, выработанных на этой площадке, акционеры, владеющие одной акцией, не получат соответствующего права (изменения будут вноситься в ст. 71 закона об акционерных обществах).
С 1 сентября введена в действие потенциально опасная норма ст. 67.3 ГК о том, что по сделкам, совершенным дочерним обществом с согласия основного общества, основное общество отвечает солидарно с дочерним. При широком толковании этой нормы создается опасная ситуация, когда предоставление корпоративных одобрений на сделку будет вести к результату, как если бы материнское общество выдало поручительство за исполнение дочерним обществом обязательств по такой сделке.
С учетом обоснованных опасений бизнеса было решено в нормах закона об АО (в ст. 6) уточнить, что сделка считается заключенной с согласия основного общества только в случае, когда обязанность заключать соответствующие сделки только с согласия основного общества предусмотрена в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.
Некоторые участники ООО теперь будут собираться чаще. С 1 сентября каждое общество должно удостоверять решения общего собрания регистратором или нотариусом. Ранее было достаточно простой письменной формы (ст. 67.1 ГК). Идея с удостоверением решения направлена на снижение риска фальсификаций, однако на практике компании столкнулись с трудностями при ее исполнении. Теперь для принятия решения участникам необходимо будет собраться, чтобы нотариус мог удостоверить факт присутствия участников.
Эти нормы ГК действительно породили большое количество практических вопросов. Сейчас идет активная работа по подготовке норм (поправки в действующую ст. 56 и новая статья 56.1 закона об АО), которые помогут максимально оптимизировать применение норм ГК о нотариальном удостоверении решений.