Российский министр заявил о завершении сланцевой эры после указа Трампа
Сергей Донской в своем Facebook оставил сообщение, которое начал так: «Конец сланцевой эры». По его словам, подписанная Дональдом Трампом программа лицензирования шельфа для акватории Аляски, Средней и Южной Атлантики означает, что нынешняя администрация считает однозначным приоритетом именно шельф.
«Новая администрация делает ставку на шельфовую добычу, несмотря на существенно больший объем затрат по сравнению с проектами добычи сланцевой нефти», — написал Донской.
Именно стремлением развивать шельф министр объяснил внешнеполитические барьеры против проектов в России. «Последний пример — решение Минфина США по ведению ExxonMobil буровых работ в рамках ее СП с «Роснефтью», — написал он. 21 апреля глава финансового ведомства США Стивен Мнучин заявил, что Минфин не позволит ни одной американской компании, в том числе ExxonMobil, вести бурение там, где запрещает санкционный режим. Он отметил, что это решение было принято после консультации с Трампом.
Донской напомнил, что ресурсный потенциал всего континентального шельфа США оценивается в 12,3 млрд т неоткрытой технически извлекаемой нефти и 9,3 трлн куб. м неоткрытого технически извлекаемого природного газа.
Указ Трампа от 28 апреля отменил постановление Барака Обамы от 2010 года, ограничивавшее добычу полезных ископаемых на шельфе после разлива нефти в Мексиканском заливе. Президент выразил уверенность, что его решение вернет средства нефтяным компаниям и создаст тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.
Старший аналитик Sberbank CIB Василий Нестеров, комментируя указ Трампа, сказал, что к 2018 году добыча на шельфе Мексиканского залива может вырасти до 95 млн т в год. Однако он отмечает, что большинство участков относится к глубоководным процессам, а разведка там является дорогостоящей.
С этим мнением согласился и аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук. По его словам, в зависимости от степени изученности ожидать добычи на шельфе можно в сроки от пяти до 20 лет.