Смертность с COVID-19 в России в феврале сократилась на треть
В феврале 2021 года число умерших россиян, у которых на момент смерти был COVID-19, составило 24 369 человек, сообщил Росстат. По сравнению с уточненным показателем января (37 878 человек, на 771 больше, чем сообщалось изначально) смертность с COVID-19 сократилась на 35,7%.
В результате число умерших россиян с коронавирусом (когда он стал как основной причиной смерти, так и косвенной, или не повлиял на летальный исход совсем) с начала пандемии достигло 225 572 человек. Статистическое ведомство собирает данные на основе медицинских свидетельств о смерти из Единого госреестра ЗАГС.
Показатель смертности с COVID-19 в феврале вернулся к октябрьскому уровню (24,3 тыс.), однако в феврале было 28 дней. По четырем группам смертности с коронавирусом, которые выделяет Росстат, умершие в феврале распределились следующим образом:
- COVID-19 стал основной причиной смерти и его наличие подтверждено в 14 171 случае;
- коронавирус предполагается как основная причина смерти, но подтверждение наличия вируса требует дополнительных исследований — 2405 случаев;
- COVID-19 стал сопутствующим заболеванием, ускорившим смерть от других заболеваний, — 1954 случая;
- вирус был зарегистрирован, но не повлиял на наступление смерти — 5839 случаев.
В декабре 2020 года вице-премьер Татьяна Голикова обозначила еще одну категорию умерших, за счет которой растет общая смертность, — люди, которые ранее переболели коронавирусом и вылечились от него. Голикова сказала, что врачи наблюдают за этим моментом, но официальной статистики по таким случаям пока нет.
Рост общей смертности
Общая смертность в России в феврале 2021 года по сравнению с февралем предыдущего года (29 дней) увеличилась на 20,6%, или 29 493 человека, свидетельствуют данные Росстата. Татьяна Голикова на брифинге 2 апреля также привела оперативные данные по общей смертности в марте: по ее словам, по сравнению с январем снижение смертности составило 14% (она пояснила, что лучше сравнивать показатель с январем, а не с «коротким» февралем). Исходя из слов Голиковой, количество умерших в марте могло составить 189 тыс. человек — примерно на 24%, или на 36 тыс. больше, чем в марте 2020 года.
По-другому показатель роста числа умерших по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года или предыдущих нескольких лет называют избыточной смертностью. Он больше, чем количество умерших с подтвержденным коронавирусом, и, как считают исследователи, более адекватно отражает совокупные эффекты пандемии. «Существующая система регистрации умерших по причинам смерти не может четко выделить людей, умерших именно от коронавируса. По мнению исследователей, при анализе влияния пандемии на смертность более объективную оценку представляет сравнение общего числа умерших от всех причин, а не только умерших от коронавируса за тот или иной период с аналогичным по продолжительности неэпидемическим периодом», — указали специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) в недавней работе (.pdf).
Превышение избыточной смертности над смертностью от коронавируса может объясняться также возросшей нагрузкой на систему здравоохранения и меньшей доступностью жизненно важной «нековидной» помощи, говорили эксперты. В предыдущие месяцы на летальные исходы с подтвержденным коронавирусом (все четыре категории Росстата) приходилось от 50 до 70% избыточной смертности.
В феврале больше всего умерших с COVID-19 было зафиксировано в Москве (3113, или 12,8% от общероссийского показателя), Санкт-Петербурге (1855, 7,6%), Московской области (1611, 6,6%).
Голикова предупредила, что «традиционно апрель—май — это период повышения сезонных заболеваний», поэтому возможен некоторый рост заболеваемости COVID-19 в помесячном выражении. Она также призвала граждан «прийти на вакцинацию» и продолжать придерживаться ограничительных мер даже после прививки.
По состоянию на середину марта в России получили прививку от коронавируса лишь около 5,4% населения, что отражает недоверие значительной части россиян к вакцинам, написал Всемирный банк в докладе от 30 марта. Это ставит под сомнение цель Минздрава России вакцинировать около 60% взрослого населения, считает международный институт.