Аналитики сообщили о возможном падении инфляции ниже цели ЦБ
Инфляция в России в феврале может оказаться ниже 4%, до которых Центробанк хочет затормозить рост цен в 2017 году. Такие выводы содержатся в обзоре Sberbank CIB, поступившем в РБК. Они основываются на данных Росстата, согласно которым с начала февраля цены выросли на 0,2%, а среднесуточная инфляция составила 0,008% (в феврале прошлого года было 0,022%).
Судя по этой статистике, пишет Sberbank CIB, инфляция месяц к месяцу, скорее всего, упала ниже 0,4%, а аннуализированный рост цен (текущий уровень помесячной инфляции, скорректированный с учетом сезонности и экстраполированный на год вперед) снизился ниже 4%.
«Если аннуализированная инфляция уже упала ниже 4%, вполне логично задаться вопросом, как к этому отнесется ЦБ РФ. Объяснить торможение инфляции одним лишь укреплением рубля нельзя, так как в течение всего месяца курс национальной валюты был относительно стабилен. На наш взгляд, главная причина снижения темпов инфляции заключается в крайне слабом спросе», — говорится в обзоре. Доллар в феврале колебался в районе 57–60 руб., следует из данных терминала Bloomberg. Данные по потребительской активности за февраль Росстат пока не опубликовал, но в январе оборот розничной торговли продолжил многомесячное падение, снизившись на 2,3% по сравнению с январем прошлого года.
Инфляция по итогам прошлого года составила 5,4% — самый низкий уровень в новейшей истории страны. В январе рост цен замедлился до 5%. При этом несколько регионов досрочно достигли таргета ЦБ по инфляции (4%), который регулятор планирует достичь только к концу года. Регулятор мог бы обсудить вопрос снижения целевого уровня инфляции «по мере развития экономики и финансовых рынков», говорила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Вероятность дальнейшего замедления инфляции при условии отсутствия денежно-кредитного стимулирования экономики в дальнейшем возрастает, отмечают аналитики Sberbank CIB. «С точки зрения МВФ, низкая инфляция (около 2% в годовом выражении) может быть опаснее, чем высокая, так как она может превратиться в дефляцию, надежных рецептов борьбы с которой нет», — говорится в обзоре. У авторов «не вызывает сомнений» достижение четырехпроцентного таргета, но вопрос в том, «будет ли ЦБ доволен, если инфляция окажется еще меньше, и считает ли он угрозу низкой инфляции реальной».
ЦБ в то же время считает, что риски недостижения таргета в 4% сохраняются. Помешать достижению цели регулятора могут «инерция инфляционных ожиданий и уменьшение склонности к сбережению домашних хозяйств». Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова в последнем обзоре по макростатистике отметила, что потребление в феврале уже прекратит падение, составив ровно 100% по отношению к тому же периоду прошлого года. Ограничить инфляционные риски сможет умеренно жесткая монетарная политика, указал регулятор.
Замедление инфляции происходит в преддверии заседания регулятора по вопросам денежно-кредитной политики, которое пройдет 24 марта. На прошлом заседании 3 февраля регулятор не стал снижать ключевую ставку — он удерживает ее на уровне 10% с 19 сентября прошлого года (тогда она была снижена на 50 б.п.). При этом в ходе трех заседаний в прошлом году ЦБ допускал снижение ставки в первом или втором квартале 2017 года, однако в начале февраля сообщил, что потенциал ее снижения в первом полугодии уменьшается с учетом «изменения внешних и внутренних условий». Это произошло на фоне действий Минфина, который в феврале начал скупать валюту на открытом рынке за счет сверхдоходов от нефти дороже $40 (такая цена заложена в бюджет). Цель действий Минфина — подавление излишней волатильности курса рубля. Агентом по закупкам валюты стал Центробанк, однако, как рассказывали источники РБК, эту функцию могут передать Федеральному казначейству.