Западные эксперты заговорили о нефти по $30–40 за баррель
Американская легкая нефть WTI сегодня достигала $63,72 за баррель – самого низкого значения с июля 2009 года. Но цена WTI может обвалиться и до $30, считает глава канадской нефтегазовой корпорации Canadian Natural Resources Мюррей Эдвардс. «Цены могут упасть до $30–40 за баррель. В 2008 году котировки ненадолго опускались до $35», – заявил Эдвардс в пятницу канадскому деловому изданию Financial Post.
По мнению Эдвардса, если цены и дойдут до таких минимумов, то продержатся там недолго. В среднесрочной перспективе глава Canadian Natural Resources видит цены в диапазоне $70–75 за баррель.
Пугающая цифра $40 за баррель фигурирует и в других рыночных прогнозах. Джонатан Баррат, главный директор по инвестициям в Ayers Alliance Securities, заявил CNBC, что WTI может подешеветь до $40, если ситуация с ценами «выйдет из-под контроля». Независимый аналитик Джесси Коломбо предполагает, что, если стоимость нефти опустится ниже $60, следующим уровнем поддержки станет $40 за баррель.
О возможном падении цен на нефть до $40 пишут обозреватели Bloomberg. Даниел Ергин, эксперт по нефтяной отрасли из консалтинговой фирмы IHS, сказал на радио Bloomberg, что в настоящее время рынок отыгрывает решение ОПЕК не понижать квоту добычи, и в ближайшие недели масштаб падения цен на нефть станет более понятным. Текущие настроения на рынке он обрисовал так: «В Каракасе – шок, в Тегеране – шок и в Абудже – шок».
Инвестбанки более оптимистичны
Тем не менее не все эксперты видят причины для продолжения ценового спада. Аналитики Goldman Sachs считают, что в следующем году нефть WTI будет стоить $70–75 за баррель. «Рынок сбалансируется за счет комбинации двух факторов: замедления роста сланцевой отрасли в США и сокращения добычи странами – членами ОПЕК», – приводит Bloomberg мнение специалистов Goldman. Банк считает, что ОПЕК стремиться вынудить нефтяные компании США сделать первый шаг.
Британский Barclays сегодня понизил свой прогноз по средней цене барреля Brent в 2015 году до $72 (с $93 ранее), WTI – до $66 (ранее прогнозировал $85 за баррель).
Международное энергетическое агентство (IEA) в прошлом месяце предупредило, что наблюдаемый обвал котировок – знак наступления нового этапа в эволюции глобального нефтяного сектора. Он несет угрозу социальной стабильности некоторых нефтедобывающих стран. Обозреватели Bloomberg идут еще дальше, допуская возникновение кризиса, сопоставимого по масштабам с распадом СССР.
После заседания ОПЕК, прошедшего в Вене 27 ноября, нефть марки Brent – глобальный бенчмарк – подешевела почти на 40%, с июньского пика в $115,06 за баррель.
Социальные рискиВ октябре 2014 года МВФ дал оценку тому, какой уровень цен на нефть необходим отдельным странам для обеспечения бездефицитного бюджета. По данным фонда, Кувейт, Катар и ОАЭ устроит $70 за баррель, тогда как для Ирана этот показатель составляет $136, для Венесуэлы и Нигерии – $120, а для России – $101.
«Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар смогут определенное время продержаться при сравнительно низких ценах на нефть, но Иран, Ирак, Нигерию, Венесуэлу, Алжир и Анголу такой сценарий не устроит, – считает Мари-Клэр Аун, директор энергетического центра Французского института международных отношений в Париже. – Рост населения увеличивает их энергопотребности и нагрузку на бюджет. Стоимость нефти имеет огромное значение для этих стран, поскольку им не удалось провести диверсификацию своих экономик».
Но даже среди последней группы стран есть различия по степени рисков, которые несет для их экономического и социального благополучия снижение цен на нефть.
«Удешевление нефти не скажется ощутимо на Иране, – говорит Сюзанн Мэлони, старший научный сотрудник Брукингского института, специалист по Ирану. – Иранцы уже потеряли столько миллиардов долларов из-за санкций, что снижение нефтяных котировок вполне смогут пережить».
Нигерия и Венесуэла – в зоне особого риска
Для Нигерии и Венесуэлы подобное развитие событий, напротив, станет чрезвычайно болезненным, уверены эксперты.
«Наблюдаемый спад цен несет значительные риски для способности Нигерии обслуживать внешние долги, а также оказывает существенное давление на обменный курс, – говорит Оливер Масетти, экономист Deutsche Bank. – Если цена на нефть останется у минимальных значений, Нигерии придется принимать непростые решения».
В Венесуэле в этом году уже вспыхивали беспорядки, когда граждане страны протестовали против инфляции, дефицита потребительских товаров и ухудшения криминогенной обстановки.
«Проблемы в экономике, скорее всего, спровоцируют новые социальные волнения, поскольку резервы правительства в твердой валюте иссякают», – предполагают аналитики исследовательской компании Capital Economics.
Франциско Родригез, экономист Bank of America Merrill Lynch, считает, что правительство Боливарианской республики, возможно, будет вынуждено идти на непопулярные экономические меры, чтобы избежать дефолта: в частности, на девальвацию валюты, сокращение импорта, повышение внутренних цен на электроэнергию и уменьшение субсидий более бедным странам региона.
«Если Венесуэла объявит дефолт, собственники почти наверняка перенесут местные НПЗ и торговые операции за рубеж», – считает Родригез.
Уязвимая Россия
«Положение России выглядит особенно уязвимым, – говорит Аллан фон Мерер, главный аналитик Danske Banke. – Резкое падение цен на нефть в 1997–1998 годах было одним из факторов, которые в итоге привели к дефолту страны в августе 1998 года».
На нефть и газ приходится порядка 68% российского экспорта и 50% доходов федерального бюджета. Объем валютных резервов страны уменьшился в этом году почти на $90 млрд, что соответствуют 4,5% ВВП, пока власти пытались поддержать рубль, слабеющий на фоне западных санкций. С июня российская валюта обесценилась на 35% по отношению к доллару.