Идея импортзамещения нашла поддержку у трети компаний
Более половины компаний российской промышленности не сможет или не захочет переходить на отечественные машины и оборудование, сырье и материалы, а значит, и импортозамещение там не будет реализовано, следует из данных опроса. Опрос проводился в сентябре среди топ-менеджеров 600 компаний, сообщил РБК заведующий лабораторий конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло.
Чиновники считают возможное расширение санкций шансом для развития импортозамещения и наращивания объемов производства. По прогнозу Минэкономразвития обрабатывающие производства увеличат свою долю в ВВП с 13,2% в 2014 году до 13,6–13,7% в 2015 – 2017 гг. в связи с начавшимся процессом импортозамещения и ростом отраслей инвестиционного спроса. В результате процессов импортозамещения рост импорта будет уступать росту внутреннего спроса и не превысит 1,2–2,2% в год.
Руководители компаний настроены более осторожно. Большинство предприятий постараются сохранить объемы закупок на прежнем досанкционном уровне – так ответили 57% опрошенных. На импортозамещение пойдет только треть промышленных предприятий. Не все производители зависят от машин и сырья, которые могут попасть под санкции, поясняется в отчете.
Наибольший рост закупок отечественного оборудования и сырья ожидается в металлургии - такой сценарий считают возможным более 50% опрошенных. В других отраслях прогнозы скромнее: в пищевой промышленности рост закупок возможен на 35% предприятий, в машиностроении – на 33%, в леспроме – на 26%. Самые скромные результаты импортозамещения будут в секторе легкой промышленности и стройиндустрии – менее 10%.
При этом опрошенные руководители компаний видят риски в развитии импортозамещения – снизится качество и вырастут цены. «Смена географии закупок будет иметь определенные и, к сожалению, негативные последствия для качества продукции новых поставщиков. Менее 1% (точнее – почти 0%) российских предприятий рассчитывают на повышение качества нового оборудования и сырья. Российская промышленность в лучшем случае надеется на сохранение уровня качества при такой вынужденной замене поставщиков», – пишет Сергей Цухло в бюллетене конъюнктурных опросов.
Роста цен на продукцию опасается почти каждый третий. Рост цен ожидается в пищепроме, леспроме, легпроме и машиностроении. Лишь 11% рассчитывают на снижение закупочных цен. Российская промышленность, таким образом, будет вынуждена не только закупать худшую чем сейчас продукцию, но и переплачивать за нее. Рост закупочных цен приведет к росту цен уже на продукцию российской промышленности и «добавит головной боли Центральному банку», пишет Цухло.
«Примерно треть импорта может быть замещена, эта цифра не меняется уже лет 10-15. Несмотря на немного изменившуюся структуру импорта, только треть предприятий готовы переходить на отечественное, но эта готовность обусловлена тем, что цена не ниже, а качество не хуже. Предприятия скорее отложат на потом какие-то элементы инвестиционного процесса, чем ухудшат качество товара, – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. – Потеря качества будет, но сугубо временной, на срок от девяти месяцев до года».
«Треть предприятий – это достаточно большая цифра, если предприятия малого бизнеса смогут расширить рынки сбыта, это будет значительное подспорье», – оптимистичен руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. Риск снижения качества есть, а вопрос цены – это вопрос конкуренции, считает он. «Можем за те же деньги получить товар более высокого качества», – полагает эксперт.
Нужно думать не только об импортозамещении, но о следующем шаге – большей поддержке экспорта, говорит президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин: «Сейчас нужно корректировать госпрограммы с учетом сложившейся ситуации. Почти все отраслевые программы, как минимум, до 2020 года».
Возможности для развития импортозамещения ограничены, предупреждают эксперты. Компаниям сложно увеличивать производство – ограничителем являются высокие уровни загрузки мощностей, говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «В предыдущие [кризисные] периоды загрузка была меньше, было больше воможностей нарастить ее и показать рост на фоне сокращения импорта. Сейчас загрузки достаточно высокие, выше, чем в предыдущие периоды», – говорит он. По данным Росстата, средний уровень загрузки производственных мощностей в сентябре 2014 года составил 61%, в августе он составлял 60%. «Средняя загрузка мощностей в июле составила 66%, предприятия могут увеличить ее на 14 п.п., до 80%», – поясняет Цухло.
Другой фактор, который ограничивает импортозамещение, – это износ оборудования. Недостаток инвестиций крайне негативно сказывается на возможностях импортозамещения, говорит Лисоволик. «Компании занимают не на развитие, а на текущую деятельность. Это может дать о себе знать, – опасается он. – Нужна господдержка».