В России впервые с начала кризиса зафиксирован рост неравенства
В России впервые за время текущего экономического спада зафиксирован рост неравенства в доходах населения. Как показали опубликованные сегодня данные Росстата, коэффициент Джини — самый распространенный в мире индикатор имущественного расслоения — в первом полугодии 2016 года увеличился до 0,399 по сравнению с 0,396 в первом полугодии 2015-го. До этого, начиная с первого полугодия 2013 года, этот показатель на протяжении трех лет снижался. По итогам первого квартала 2016 года коэффициент Джини был равен 0,392, сообщал ранее Росстат.
Доля доходов 20% самого бедного населения в России сократилась в первом полугодии на 0,1 п.п. (до 5,6%, по сравнению с 5,7% годом ранее), а доля доходов 20% наиболее обеспеченных граждан увеличилась на 0,2 п.п. (с 45,7 до 45,9%), следует из данных Росстата.
Рост неравенства — это тенденция именно текущего кризиса, говорит РБК директор Института труда и страхования РАНХиГС Александр Сафонов. Если в 2008 году в разгар кризиса правительство принимало решение о повышении зарплат бюджетникам на 30%, то сейчас реальные доходы населения сокращаются по причине нехватки средств в бюджете на социальную помощь, объясняет Сафонов. Государство заморозило рост зарплат в госсекторе, добавляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Номинальные зарплаты, по данным Росстата, выросли в первом полугодии 2016 года на 7,8% (год к году), но в государственном секторе они растут меньше, чем в среднем по стране — лишь 5–6% год к году, говорит Орлова.
Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1, чем ближе значение к нулю, тем равномернее распределены доходы населения. При этом показатели неравенства доходов подвержены сезонным колебаниям, поэтому наиболее репрезентативны данные по итогам полного года, когда учитываются все квартальные и годовые премии, сезонные колебания в оплате труда, дивиденды и т.д.
В 2015 году коэффициент Джини в России составил 0,412, сократившись относительно 2014 года (0,416). Показатель снижается с 2012 года, а своего максимума в российской истории он достигал в 2007 году.
«К сожалению, экономика устроена таким образом, что та часть населения, которая до этого получала высокие доходы, либо связана с государственными заказами (в частности, это касается военно-промышленного комплекса), либо это подрядные организации, которые занимаются строительством. У них объем или падение доходов не столь существенны, как в коммерческих организациях. Получается, что часть людей доходы теряет, часть — сохраняет. Естественно, коэффициент Джини начинает увеличиваться», — рассуждает Сафонов. Кроме того, у наиболее обеспеченных людей часть доходов всегда была номинирована в долларах, и в связи с падением рубля их доходы только увеличивались.
Параллельно растет число людей, живущих за чертой бедности (те, у кого доходы ниже прожиточного минимума). Если в прошлый кризис по итогам 2008 года таких было 13,4% от общей численности населения (или 19 млн человек), то сейчас показатель составляет уже 15,7% (за чертой бедности живут 22,7 млн человек). Именно растущий разрыв между богатыми и бедными может служить объяснением парадоксальному на первый взгляд факту: розничные продажи в стране продолжают падать, несмотря на рост реальных зарплат. Хотя зарплаты с учетом инфляции росли на протяжении четырех из пяти прошлых месяцев, падение розничной торговли оставалось около 5% с начала 2016 года, написал на прошлой неделе Bloomberg. Зарплаты могут расти у тех людей, которые и так потребляют достаточно, с другой стороны у людей, которые могли бы потреблять больше, зарплаты не растут, рассуждает Орлова.