ЦРПТ увидел рост спроса на 95% лекарств при отсутствии дефицита
В России в марте спрос на 95% лекарств, об этом РБК сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) — операторе системы цифровой маркировки «Честный знак».
Дефицит лекарств не фиксируется, запасы есть по всем категориям, снижения импорта также не произошло, заявили в ЦРПТ. Чаще всего россияне покупали в марте:
- ксилометазолин (16,5 млн упаковок, +32%);
- бисопролол (8,3 млн, +209%);
- ибупрофен (8,1 млн, +81%);
- омепрозол (7,8 млн, +90%);
- цитрамон (7,3 млн, +36,5%);
- аспирин (6,9 млн, +71,5%);
- панкреатин (5,9 млн, +118%);
- парацетамол (5,8 млн, +64%);
- эналаприл (5,5 млн, +68%);
- левотироксин натрия (5,1 млн, +451%).
«Искусственный и необоснованный ажиотаж действительно есть, это подтверждается данными системы маркировки. Видимо, слухи о приостановке производств и уходе с рынка ряда зарубежных компаний привели к тому, что жители нашей страны стали массово пополнять домашние аптечки... При этом мы не фиксируем снижения производства лекарств для отечественного рынка, оно остается на прежнем уровне, снижения импорта также не произошло. Если анализировать покупки россиян, становится очевидно, что люди покупали то же, что и обычно, но в гораздо больших объемах, делая запасы на месяцы или даже годы», — отметил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.
В конце марта глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил, что спрос на некоторые виды лекарств в России вырос в десять раз. «При этом самое удивительное, что на те препараты существует срок годности. Причем на ряд из них очень короткий, до двух лет», — подчеркнул он.
Министр подчеркнул, что в России не будет дефицита лекарств, и призвал россиян не создавать искусственный ажиотаж. Имеющегося запаса хватит на пять с половиной месяцев, заверил он.
Ранее «Ведомости» со ссылкой на опрос профессионального сообщества «Врачи.рф» сообщила о дефиците 80 видов лекарственных средств, в том числе противовоспалительных (детский «Нурофен»), гастроэнтерологических («Урсофальк»), противоэпилептических, противосудорожных («Финлепсин», «Депакин», «Диазепам», «Карбамазепин», «Латуда-56»), а также антидепрессантов («Пароксетин», «Анафранил»).
Также врачи заявили о проблемах с инсулином, лекарствами для поджелудочной железы, щитовидной железы, для страдающих диабетом. При этом в газете подчеркнули, что дефицит вызван ажиотажным спросом в России.
Замглавы Минздрава Виктор Фисенко объяснял, что в России есть случаи задержки поставок лекарств, однако они связаны с логистическими проблемами, а не с отказами заводов.
18 марта глава Росздравнадзора Анна Самойлова заявила, что в стране не будет дефицита лекарств, ситуацию отслеживают с помощью системы маркировки.
В начале марта Госдума приняла в трех чтениях правительственный законопроект о мерах антикризисной поддержки бизнеса и граждан в условиях санкций. Закон предусматривает упрощение процедуры закупки лекарств, а также наделяет правительство правом корректировать лицензионные требования фармацевтической деятельности.
Вице-премьер Татьяна Голикова 28 марта поручила Минздраву начать поиски лекарств, не производимых в России и дружественных странах, в случае дефицита иностранных аналогов. Среди них 39 лекарств для лечения разных видов онкологических заболеваний.
Для того чтобы быстро реагировать на риски возникновения дефицита на фармацевтическом рынке, Минздрав разработал проект, в соответствии с которым он может начать закупки отдельных видов медицинских препаратов.
После введения антироссийских санкций некоторые иностранные фармкомпании, включая Pfizer, AbbVie, Lilly, MSD, отказались проводить клинические испытания в России. Кроме того, инвестиции в страну приостановили Bayer, Pfizer и MSD и швейцарская Novartis, а Eli Lilly приостановила поставки в страну не жизненно необходимых лекарств.