«Норникель» запустил Быстринский ГОК стоимостью $1,5 млрд
ГОК у китайской границы
Горно-обогатительный комбинат (ГОК) на Быстринском золотожелезомедном месторождении с запасами 343 млн т руды — первое созданное с нуля производство в постсоветской истории «Норникеля» и, по данным АКРА, второе крупное медное производство, созданное в России (после Михеевского ГОКа Русской медной компании) с начала 1990-х годов. «Норникель» владеет контрольным пакетом в проекте, 36,66% принадлежит инвестфонду CIS Natural Resources Fund Владимира Потанина и Григория Березкина, еще 13,3% — у китайского Highland Fund.
«31 октября мы начали горячие испытания первой линии комбината, а 30 ноября запустим пусконаладку второй линии», — сказал журналистам первый вице-президент и операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко. Он планирует вывести ГОК на полную мощность по переработке 10 млн т руды ежегодно к концу 2019 года. В течение 2018 года предприятие будет работать в половину мощности, а в 2019 году — на 75%. Этот комбинат расположен в труднодоступной части Забайкальского края, в 350 км от ближайшего крупного российского города — Читы, но всего в 90 км от китайской границы. Это осложняет поиск персонала, но упрощает доставку продукции в Китай, который является крупнейшим в мире потребителем меди и железной руды.
В августе «Норникель» усилил трейдинговую команду в своем пекинском офисе, наняв местных трейдеров для маркетирования медного и магнетитового концентратов, полученных на Быстринском ГОКе, сообщало агентство Reuters. «Норникель» уже работает с Китаем, реализуя там рафинированный никель. Помимо пекинского офиса у российской компании есть также офис в Гонконге.
«Норникель» рассчитывает заключить первый off-take-договор (соглашение о продаже или покупке товара, который еще не произведен) в 2018 году, после того как будут получены первые технологические пробы продукции Быстринского ГОКа, рассказал Дяченко. Он не раскрыл объем продукции, который может выкупить по этому договору китайский акционер проекта Highland Fund. «Первые кондиционные (технологические) тонны концентрата получим в этом году, отправим их потенциальным потребителям, чтобы обсуждать ценовые условия контрактов», — пояснил он. «Норникель» ожидает произвести в 2018 году на этом ГОКе 28–30 тыс. т медного концентрата, 140 тыс. унций золота в концентрате и 1 млн т магнетитового (железорудного) концентрата.
До выхода на проектную мощность Быстринский ГОК будет реализовывать продукцию через сбытовую сеть «Норникеля», впоследствии акционеры могут принять другое решение (о создании собственной сбытовой структуры или прямом участии в сбыте. — РБК), сказал Дяченко.
Летом 2016 года основной акционер и президент «Норникеля» Владимир Потанин заявил в интервью телеканалу «Россия 24», то рассматривает возможность объединить Быстринский ГОК с Баимской рудной площадью на Чукотке (ресурсы оцениваются в 1,6 тыс. т золота и 27 млн т меди) либо с другим качественным активом, а затем вывести объединенную компанию на биржу. Лицензией на разработку участка Баимской медно-порфировой площади владеет Millhouse Романа Абрамовича.
По словам Дяченко, «Норникель» проводит due diligence Баимского проекта, который завершит до конца этого года. «Тогда мы сможем принять решение и обсуждать варианты участия в нем», — пояснил он. Идея проведения IPO остается, хотя решения еще не принято, добавил топ-менеджер. Представитель Millhouse от комментариев отказался.
Учитывая удаленность Быстринского ГОКа, «Норникелю» пришлось непросто с подбором работников, часть из них компания нашла в Краснокаменске, где «Росатом» ведет добычу урана. Всего в Быстринском проекте «Норникель» намерен задействовать около 2 тыс. человек.
Цены на пике
В июле 2017 года аналитики и производители меди прогнозировали первый за шесть лет дефицит меди на мировом рынке по итогам 2017 года на фоне забастовок и истощения крупнейших месторождений в Чили и, как следствие, рост цен. Дяченко из «Норникеля» считает рынок меди сбалансированным и не ждет повышения цен. В течение года цены на медь достигали трехлетнего максимума, сейчас, по данным Лондонской биржи металлов, они составляют $6845 за тонну.
Однако рейтинговое агентство АКРА считает завышенной текущую цену на медь, взрывной рост которой во втором—третьем квартале 2017 года был вызван ослаблением доллара США и общим ростом цен на рынке цветных металлов. Согласно прогнозу агентства, в конце 2017 — начале 2018 года цены на медь начнут снижаться и в 2018–2019 годах будут на уровне $6200–6300 за тонну.
Дяченко отметил, что Быстринский проект останется рентабельным и при снижении цен на медь на 10% к текущему уровню. Впрочем, исходя из недавнего прогноза S&P, средняя цена на металл до конца 2017 года может снизиться сильнее — $5950 за тонну — и останется на этом уровне в 2018 году.
На волне высоких цен на металл о новом масштабном проекте объявил и другой крупный производитель меди — Русская медная компания (РМК) Игоря Алтушкина. Компания в июле начала разработку Томинского месторождения медно-порфировых руд в Челябинской области, заявив о намерении возвести Томинский ГОК мощностью 28 млн т медно-порфировой руды в год и стать крупнейшим производителем меди в России, обойдя «Норникель» и УГМК. В 2013 году РМК запустила Михеевский ГОК в Челябинской области мощностью в 18 млн т руды, или 63 тыс. т медного концентрата в год.
Однако эксперты не видят дополнительных угроз для цен на медь от роста предложения металла. «Создание такого проекта — это хороший опыт для компании, но не более», — считает старший аналитик БКС Олег Петропавловский. Даже для «Норникеля» это некрупный проект, не говоря уже о мировых масштабах. По оценкам Петропавловского, после выхода на полную мощность Быстринский ГОК добавит «Норникелю» всего около $250 млн EBITDA (при примерно $4 млрд общей EBITDA компании).
«Несмотря на то что для российского рынка Быстринский и Томинский ГОКи — достаточно масштабные проекты (около 20% текущего производства в стране), их запуск не окажет значительного влияния на цену меди, так как их совокупная мощность составляет не более 0,7% мирового производства металла», — отмечает аналитик АКРА Евгений Обыдов.
Седьмое место
Россия занимает седьмое место в мире по производству меди с долей около 3,7%. В тройку крупнейших российских производителей меди входят «Норникель», УГМК и РМК. «Норникель» планирует произвести в 2017 году 377–387 тыс. т медного концентрата.
Крупнейшим производителем меди в мире является чилийская госкомпания CODELCO, которая ежегодно производит около 1,8 млн т меди. Чилийская медная комиссия прогнозирует рост выпуска меди в 2018 году на 4,3%, до 21 млн т, и рост спроса на этот металл в 1,4%, до 24 млн т.