«Транснефть» решила засекретить четверть всех своих тендеров
Проект распоряжения правительства, который позволит «Транснефти» не публиковать часть тендеров, подготовило Минэнерго. Он размещен на портале для обсуждения готовящихся государственных документов. Указанный проект согласован Минэкономразвития 25 июня 2015 года, сообщили РБК представитель Минэка.
Минэнерго предлагает ограничить доступ к тем закупкам «Транснефти», раскрытие сведений о которых в интернете может угрожать безопасности трубопроводов. Публикация точных характеристик нефтепроводов и нефтепродуктопроводов «может служить причиной возникновения криминальных врезок, террористической угрозы, утечек и разливов нефти и нефтепродуктов, что в целом может привести к угрозе экономической и экологической безопасности», считают в ведомстве.
Эти сведения не являются государственной тайной, но, по мнению чиновников, не должны публиковаться в интернете. Предполагается, что перечень таких данных подготовит правительство.
Из пояснительной записки Минэнерго к распоряжению (есть у РБК) следует, что под действие распоряжения попадает до 25% закупок компании. Документ может вступить в силу уже в октябре 2015 года.
Представитель «Транснефти» объяснил Интерфаксу, что непубличными могут стать закупки на работы в районе ремонта или строительства трубопроводов, на создание систем защиты информации, а также услуг по разработке ряда информационных технологий для сетей и систем компании.
Он посетовал, что скрывать тендеры компания вынуждена, потому что после публикации данных с указанием прохождения трассы трубы, сроков проведения работ, узкие полоски земли над трубой выкупаются, а покупатели ждут компенсаций от компании. Эту информацию могут также использовать злоумышленники при подготовке к незаконным врезкам в трубу, добавил представитель «Транснефти».
Конкурсные процедуры будут проходить внутри «Транснефти», так как это предусмотрено нормативными документами, просто они не будут публичными, сказал он. «Основные тендеры, например на поставку труб, останутся публичными», — подчеркнул представитель компании.
В пояснительной записке Минэнерго также говорится, что конкуренция на этих тендерах не снизится, несмотря на то что информация не будет публичной.
Истоки проблемы в правилах, закрепленных в ФЗ-223 [регламентирует закупки акционерных обществ с госучастием], считает эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский. В этом законе изначально не предусмотрели ничего, что связано с коммерческой тайной, добавляет он
«Есть объекты, по которым в техзадании [публикуется с конкурсной документацией] полностью рассказывается, где именно должны стоять все антивандальные и прочие защитные элементы, то есть по сути раскрывается система безопасности», — говорит Сухадольский.
Теоретически правильно было бы публиковать извещение о намерении провести закупку, после чего компания с привлечением Минэнерго и спецслужб проводила бы предквалификацию и составила закрытый перечень, предлагает эксперт. Полностью получали бы информацию только компании, которые проверены, добавляет он.
С ним не согласен генеральный директор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Поскольку «Транснефть» — государственная компания, люди вправе знать нюансы ее работы, говорит эксперт, добавляя, что пропускная способность трубопровода — это не тайна. «Что касается криминальных врезок, утечек и разливов, то это вопрос к самой «Транснефти» в части охраны, — говорит Строганов. — Это все равно скрывать закупки автомобилей госкомпаниями, потому что их могут угнать».