Нефтяные гиганты сокращают персонал и инвестиции из-за обвала цен
Во втором квартале 2015 года выручка Shell упала на 35%, до $72,4 млрд, а чистая прибыль — на 37%, до $3,8 млрд, отчиталась компания. В целом за полугодие падение оказалось даже больше — прибыль англо-голландской компании упала на 47%, до $7,1 млрд, чистый денежный поток от операционной деятельности сократился с $22,6 до $13,1 млрд.
Главная причина — падение цен на нефть, и компания готовится к тому, что этот период затянется. «Мы должны приспособиться к реальности с низкими ценами на нефть, которые будут удерживаться какое-то время», — заявил гендиректор Shell Бен ван Берден.
Из-за внешней конъюнктуры Shell уже второй раз за год объявила о сокращении инвестпрограммы — на этот раз на 20%, до $30 млрд. В первом полугодии капвложения Shell составили $13,9 млрд против $19,2 млрд за тот же период 2014 года. В этом году Shell планирует принять только два крупных инвестиционных решения, многие проекты будут сокращены, отложены или вообще отменены, сказал Ван Берден. Он также допустил дальнейшее сокращение расходов в случае ухудшения экономической ситуации, включая резкое падение цен на нефть, передает Reuters.
Кроме того, в 2015 году Shell собирается сократить 6500 сотрудников (сейчас ее штат насчитывает около 100 тыс. человек) и продолжить распродажу активов. В 2016–2018 годах компания намерена выручить за счет их реализации около $30 млрд. Недавно она договорилась о продаже 33% в японском нефтеперерабатывающем заводе Showa Shell местной компании Idemitsu примерно за $1,4 млрд.
Представители Shell не уточняют, коснется ли распродажа России. Но в ходе пресс-конференции Ван Берден подчеркнул, что компания намерена расширять сотрудничество с «Газпромом» (соглашение об этом было подписано в ходе Петербургского экономического форума в июне). Он отметил, что компания находится «в тесном контакте» с российским концерном по поводу дальнейшей работы в рамках консорциума по строительству второй нитки газопровода «Северный поток». «На данном этапе мы ведем диалог с властями Великобритании и Нидерландов для определения наших действий в этом направлении с учетом введенных санкций против России, — сообщил Ван Берден. — Тем не менее мы рассчитываем на продолжение и расширение нашего стратегического партнерства с «Газпромом».
«Наступили тяжелые времена»
На общем фоне Shell не исключение. Финансовый директор Total Патрик де ла Шевардьер, представляя результаты за второй квартал, заявил во вторник, что компания экономит на всем. Она добилась скидок от поставщиков от Брунея до Конго, оптимизировала логистику и цепочку поставок, а также урезала расходы там, где это возможно. Например, в Анголе ее суда, обслуживающие буровые платформы на шельфе стали передвигаться медленней и за счет этого экономить топливо, указал финдиректор. В этом году Total намерена сократить инвестиции с $26 млрд до $23–24 млрд.
Британская BP, которая изначально планировала инвестировать в 2015 году $26 млрд, на этой неделе сообщила о сокращении капвложений до $20 млрд. «Наступили по-настоящему тяжелые времена для индустрии», — заявил гендиректор BP Боб Дадли, также представляя результаты компании за второй квартал. Он сравнил состояние рынка с 1986 годом, когда из-за обвалившихся цен компании также вынуждены были пойти на резкое сокращение затрат.
По оценкам консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, с середины 2014 года, когда случился обвал цен, нефтяные компании отменили или отложили проекты общей стоимостью около $200 млрд. Рабочих мест в отрасли, по оценке Graves & Co, лишились около 150 тыс. человек (из них на сами нефтяные компании приходился около 10% сокращений, а больше всего ужаться пришлось сервисным компаниям).
Традиционная добыча достаточно инерционна, поэтому сокращение инвестиций крупнейших международных нефтегазовых компаний может отразиться на их производстве в течение трех—пяти лет, отмечает управляющий директор VYGON Cosulting Григорий Выгон. Резкого падения стоит ожидать только в проектах по добыче сланцевой нефти.
Российские компании не так сильно зависят от мировых цен на нефть из-за особенностей налогового регулирования — порядка 60–70% цены они выплачивают государству в виде налогов и сборов, отмечает эксперт. Кроме того, падение цен на нефть обычно сопровождается девальвацией рубля, а большую часть выручки нефтяники получают в иностранной валюте, добавляет он.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в конце июня говорил, что компания решила сократить инвестиции на 2015 год с $15 млрд до $12,5 млрд. А президент «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что компания не намерена пересматривать инвестпрограмму, она будет выполняться и при более низких ценах на нефть, отмечал он 10 июня.
Неделю назад, 24 июля, цена на нефть впервые за четыре месяца опустилась ниже $55. За день до этого агентство Bloomberg со ссылкой на прогноз аналитиков Morgan Stanley сообщило, что развитие ситуации на мировом нефтяном рынке может привести к сильнейшему за последние 30 лет падению цен на нефть. Сегодня нефть марки Brent продолжает торговаться чуть выше $54 за баррель.