$46 млрд за день: зачем объединяются мировые фармацевтические гиганты
В четверг, 28 апреля, стало известно сразу о трех сделках по слиянию и поглощению (M&A) на мировом фармацевтическом рынке. Их общая сумма в случае успеха составит почти $46 млрд. По данным The Financial Times, за один день объем сделок на фармацевтическом рынке увеличился более чем в полтора раза, с начала года на этом рынке было объявлено о соглашениях на общую сумму свыше $120 млрд.
Три кита
Крупнейшую сделку совершил американский концерн Abbott Laboratories, объявивший о принципиальном соглашении по покупке американской St. Jude Medical, специализирующейся на создании различного рода имплантов и медицинских устройств.
По объему продаж Abbott и St. Jude занимают первое и второе место на мировом рынке препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Объем этого рынка оценивается в $30 млрд в год, суммарная выручка этих двух компаний составляет $8,7 млрд.
Сумма сделки наличными и ценными бумагами составит $25 млрд. Кроме того, Abbott готова принять на себя или рефинансировать чистый долг St. Jude в размере около $5,7 млрд. Общая сумма сделки в этом случае превысит $30 млрд. Ее закрытие ожидается в конце 2016 года.
По итогам торгового дня 28 апреля на Нью-Йоркской фондовой бирже котировки Abbott провалились почти на 8%, зато акции St. Jude подорожали больше чем на 25%.
В тот же день французский концерн Sanofi объявил о намерении купить калифорнийского производителя противораковых препаратов Medivation. Пока что Sanofi лишь послала американцам письмо с предложением выкупить их бизнес исходя из цены в $52,5 за акцию, или $9,3 млрд за всю компанию.
На момент публикации сообщения предложение Sanofi лишь немногим превышало рыночную стоимость бумаги Medivation ($52,05). Но в течение одного торгового дня акции американской фирмы на NASDAQ выросли на 8%, до $56,2.
Аналитики FT полагают, что Sanofi придется повысить свое предложение: в последний месяц сразу несколько крупнейших фармацевтических концернов заинтересовались покупкой Medivation (например, AstraZeneca и Roche).
Наконец, в четверг корпорация AbbVie объявила о согласии приобрести частную компанию Stemcentrx за $5,8 млрд наличными и акциями. Как и Medivation, Stemcentrx базируется в Калифорнии и занимается в первую очередь разработкой препаратов для борьбы с онкологическими заболеваниями.
Концерн AbbVie образовался в январе 2013 года в результате разделения Abbott на две независимые публичные фирмы, оперирующие в сегментах медицинских устройств и фармакологии. Теперь компания с $23 млрд выручки планирует развивать высокоперспективные направления на рынке лекарств. В частности, AbbVie считает, что «многомиллиардным» потенциалом обладает экспериментальный препарат Stemcentrx от рака легких под названием Rova-T.
Правила Обамы
Объявленные сделки могут стать началом новой волны слияний и поглощений в фармацевтической отрасли, считают эксперты FT. «Нестабильность на фондовом рынке привела к недолгой паузе на рынке M&A, — говорит аналитик JP Morgan Джефф Стьют. — Но сейчас рынки стабилизировались, и я ожидаю роста числа подобных сделок и предложений». По словам эксперта, на фармацевтическом рынке по-прежнему остается немало крупных концернов с устойчивыми финансовыми показателями, которые способы продолжить экстенсивное развитие.
Первая крупная сделка на фармрынке в этом году сорвалась в начале апреля. Американская корпорация Pfizer отказалась от программы слияния с ирландской компанией Allergan, тем самым отменив сделку стоимостью $160 млрд.
О своих намерениях по слиянию компании объявили 23 ноября, планируя закрыть сделку примерно за полгода. Годовая выручка Pfizer составляет $49 млрд, а Allergan — около $1 млрд, но штаб-квартиру новой фирмы Pfizer plc было принято перенести в Ирландию.
Островное государство известно как одна из излюбленных «налоговых гаваней» американских концернов, поэтому сделка по слиянию вызвала интерес финансовых властей США. По данным Reuters, перевод штаб-квартиры Pfizer в Ирландию позволил бы концерну экономить на налогах до $1 млрд в год.
В итоге 4 апреля Минфин США ввел новые правила в отношении подобных сделок, которые он называет «инверсиями». По предложению Барака Обамы, ведомство предложило многоступенчатую схему борьбы с уходом от налогов. В частности, при объединении американский фирмы с иностранным игроком новая компания обязуется платить налоги в США, если на ее американский бизнес приходится более 80% суммарной стоимости. Причем для иностранных фирм при определении стоимости не будут засчитываться сделки M&A за последние три года.
По этому правилу доля активов Allergan в объединенной компании составила бы ниже 20%. Рыночная капитализация Pfizer при этом составляет $202 млрд, а Allergan — $86 млрд (на начало апреля, до введения новых правил, она превышала $110 млрд). Решение Минфина США исключало из расчета недавние приобретения Allergan, что позволяло регулятору исходить из того, что капитализация компании составляет $30 млрд.
Через три дня после введения этих ограничений Pfizer расторгла сделку с Allergan, заплатив за это неустойку в размере $150 млн. СМИ сочли это победой администрации США в борьбе с корпорациями, желающими оптимизировать свои налоговые схемы.