Власти сократили шансы конкурентов «Газпрома» в борьбе за месторождение
Письмо президенту
Минприроды планирует объявить аукцион на Эргинское нефтяное месторождение в первой половине июля 2016 года и провести его в сентябре, сообщил журналистам министр природных ресурсов Сергей Донской. По его словам, ведомство отправило в правительство проект распоряжения по изменениям условий проведения аукциона по этому участку. Сохраняются обязательства по переработке всей нефти месторождения на российских НПЗ и обеспечение 95% утилизации попутного нефтяного газа, цитирует министра ТАСС.
100 млн т нефти
Эргинское нефтяное месторождение в Западной Сибири — одно из самых крупных разведанных месторождений в России; является частью Приобского месторождения, разные участки которого уже разрабатывают «Роснефть» и «Газпром нефть». Его запасы составляют 103 млн т.
Для сравнения: запасы месторождений им. Требса и им. Титова (разыграны в 2011 году), которые разрабатывают «Башнефть» и ЛУКОЙЛ, оцениваются в 140 млн т нефти, потенциал Ванкорского месторождения «Роснефти», крупнейшего в Восточной Сибири, — 500 млн т нефти и конденсата и 182 млрд куб. м газа.
В кулуарах Петербургского международного экономического форума Донской говорил, что аукцион предполагает участие иностранного инвестора с долей менее 50%. Как ранее писал РБК, в качестве такого инвестора предлагается арабский суверенный фонд Mubadala в консорциуме с российским РФПИ. Об этом в марте глава РФПИ Кирилл Дмитриев попросил президента Владимира Путина, а тот 23 мая поставил на его письме визу «согласен».
Спустя месяц, 22 июня, вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий недропользование, написал Путину письмо, в котором предложил «в целях исполнения поручения» президента внести два изменения в условия аукциона по Эргинскому месторождению (копия письма есть у РБК). Источник в Минприроды подтвердил текст письма.
Согласно предложению Хлопонина, участие в этом аукционе сможет принять только та российская компания, которая привлечет в качестве миноритария в проект иностранную компанию, находящуюся прямо или косвенно под контролем государства, «не вводившего против Российской Федерации ограничительных политических или экономических мер», то есть санкций. У этого миноритария также должны быть юридически обязывающие соглашения с претендентом на Эргинское месторождение (или его акционером) по финансированию долгосрочных проектов в России на сумму не менее $4 млрд. Причем часть этой суммы уже должна быть проинвестирована в такие долгосрочные проекты. Mubadala к настоящему времени вложила в российские проекты не менее $800 млн и в отличие, например, от европейских инвесторов неподконтрольна государству, вводившему в отношении России санкции.
В качестве второго условия претендент должен предоставить документы о гарантированном доступе к мощностям по переработке не менее 95% попутного нефтяного газа, добываемого на Эргинском месторождении, с коэффициентом извлечения целевых компонентов не менее 0,95, пишет Хлопонин.
Эти два условия предлагается внести в распоряжение правительства о проведении аукциона, подписанное 25 мая премьером Дмитрием Медведевым. Представители Хлопонина и Путина отказались комментировать «служебную переписку».
Условие по газу
Среди основных претендентов на Эргинское месторождение Хлопонин называет «Роснефть», «Газпром» и его «дочку» «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», НОВАТЭК и Независимую нефтегазовую компанию (ННК). По его словам, эти семь компаний уже «высказали заинтересованность» в получении лицензии на объявленных условиях. А такое число интересантов позволяет предполагать, что стартовый платеж (5,35 млрд руб.) может быть существенно превышен в ходе аукциона, пишет вице-премьер.
Но собеседник РБК в Минприроды полагает, что предложенные условия сократят количество претендентов на участие в аукционе, так как не все смогут договориться с арабским фондом (после письма Дмитриева Путину Mubadala считается основным претендентом-миноритарием) и решиться перерабатывать почти весь газ с месторождения. По его мнению, отсутствие серьезной борьбы за актив может снизить ожидаемые поступления в бюджет.
Еще весной 2015 года предправления «Газпрома» Алексей Миллер просил Владимира Путина поручить правительству включить в конкурсную документацию для продажи участка несколько требований к получателю лицензии. Одно из них — как раз обеспечить переработку попутного нефтяного газа на современных российских газоперерабатывающих заводах вблизи месторождения.
Миллер прямо писал, что наличие подобных требований позволит «Газпром нефти» «сформировать наиболее конкурентную позицию и предложить максимально эффективную схему разработки недр». Перерабатывать нефть компания сможет на Омском НПЗ, а газ — на Приобском газоперерабатывающем заводе. Официальные представители «Газпром нефти» также подтверждали интерес к участию в аукционе.
Источник РБК, близкий к «Газпром нефти», и сотрудник компании-конкурента ранее говорили РБК, что привлечение в проект по разработке Эргинского месторождения Mubadala задумано в интересах «Газпром нефти». Ее представитель это не комментирует. «Газпром нефть» обсуждает с зарубежными партнерами участие в российских проектах компании, заявил журналистам глава «Газпром нефти» Александр Дюков в ходе форума в Петербурге. «Это обсуждается по ряду проектов с рядом зарубежных партнеров. Это и проекты по добыче, и проекты по даунстрим (переработка нефти и продажа конечных нефтепродуктов. — РБК), в том числе в России», — сказал он, не уточнив список компаний и проектов.
На пресс-конференции 10 июня, отвечая на вопрос РБК, он говорил, что переговоров с Mubadala «Газпром нефть» на тот момент не вела.
Друзья Mubadala
Декан геологического факультета Университета нефти и газа им. Губкина Александр Лобусев полагает, что наибольшие шансы выполнить все указанные условия по участию в аукционе на Эргинское месторождение у «Газпром нефти» или «Газпрома», поскольку у них есть доступ к газовой трубе для закачки туда попутного нефтяного газа, и готовые мощности по его переработке. Другим компаниям, по его словам, придется организовывать дорогостоящее производство по переработке попутного газа с нуля, что может сделать невыгодной экономику проекта.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в интервью РБК 16 июня говорил, что Эргинское месторождение интересно компании. «Мы везде работаем с партнерами. А Mubadala — один из лучших партнеров, который может быть у нефтяной компании, поэтому мы не имеем никаких возражений (против включения в условия обязательств по его привлечению в проект. — РБК)», — сказал он. Источник, близкий к ЛУКОЙЛу, добавил, что обязательства по переработке попутного нефтяного газа «не являются препятствием» для участия компании в торгах.
У «Роснефти» с 2014 года есть соглашение о стратегическом сотрудничестве с Mubadala. Оно предусматривает возможное участие Mubadala в освоении месторождений «Роснефти» в Восточной Сибири и участие «Роснефти» в международных проектах Mubadala.
В марте 2016 года пресс-служба Кремля перед встречей Путина с наследным принцем Абу‑Даби Мухаммедом аль-Нахайяном сообщала, что «Газпром» и «Роснефть» заинтересованы в сотрудничестве с компаниями из ОАЭ. Комментарий представителя «Роснефти» по новым условия аукциона по Эргинскому месторождению получить не удалось: его представитель не ответил на звонок РБК.
Представители РФПИ, НОВАТЭКа и ЛУКОЙЛа от комментариев отказались. Запросы в «Сургутнефтегаз», «Газпром» и ННК остались без ответа.