Независимые АЗС заявили о попадании рынка бензина в «регуляторные тиски»
Все виды топливного бизнеса в России — от переработки до розницы — попали в регуляторные тиски, находятся в кризисе и в условиях «дедизелизации» рынков основных покупателей светлых нефтепродуктов за пределами России будут стагнировать и обречены на деградацию, сообщил в письме первому вице-премьеру Антону Силуанову президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. Письмо было отправлено 25 июня.
Систему регуляторных тисков создали решения правительства, утверждает Баженов. «Правительство предпринимает попытки сбалансировать ситуацию, не допустив при этом резких ценовых скачков в розничном сегменте», — пишет глава НТС. Но это привело только к зарегулированию отрасли, указывает он.
С одной стороны, правительство заморозило цены в рознице, ограничив их пределами инфляции, а с другой — владельцам АЗС приходится платить заводам за топливо, так как цена включает в себя высокие акцизы, следует из письма Баженова. Точечные механизмы для стабилизации ситуации, которые внедряет правительство, приводят к негативным долгосрочным последствиям, указывает он.
Сейчас независимая АЗС может продать литр АИ-92 в среднем примерно на 4 руб дороже, чем купила на нефтебазе или бирже (с учетом транспортных издержек), сказал РБК Баженов. Но из этой суммы вычитаются операционные расходы (зарплаты, коммунальные платежи, расходы на ремонт и обслуживание оборудования и т.д.). Выходит, что АЗС работает или в убыток, или ее прибыль колеблется в районе нуля, объясняет он. Это подтверждает аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, сейчас АЗС в Центральном регионе могут заработать З,5–4,5 руб. на литр, это примерно точка безубыточности для большинства розничных операторов. Но некоторым для работы в ноль нужно зарабатывать 5,5–6 руб. на литр. В других регионах, где большие расстояния от НПЗ и нефтебаз до АЗС, маржа у заправок меньше, говорит Назаров. Такая ситуация не позволяет поддерживать и развивать бизнес: в России не хватает заправок, сейчас их всего 25 тыс., то есть в десять раз меньше, чем в Америке, но в действующих налоговых условиях вкладывать в модернизацию, строительство новых АЗС, развитие сервиса никто не будет, заключает Баженов. Назаров оговаривается, что для лета работа АЗС в ноль или в минус — «совершенная норма», и в этом году ситуация намного лучше прошлогодней.
В качестве решения НТС предложил снизить акцизы, отменить механизм компенсации нефтяникам низких цен на топливо как слишком сложный и непредсказуемый, перераспределить налоговую нагрузку с розницы и нефтепереработки на добычу.
«В Минфине письма пока не видели», — сказал РБК представитель министерства. В министерстве уверены, что демпфер (механизм субсидирования низких цен на бензин и дизель — РБК) позволяет полностью сдерживать цены на топливо: нефтеперерабатывающие заводы уже сейчас получают значительную субсидию в от государства, а с 1 июля она увеличится еще больше. «Бюджет взял на себя всю социальную нагрузку и доплачивает нефтеперерабатывающим заводам, чтобы цены на топливо не росли. Главное сейчас, чтобы нефтяные компании в полном объеме транслировали эту субсидию от государства на опт, мелкий опт и розницу и действительно снижали цены», — сообщил представитель Минфина.
В прошлом году из-за весеннего скачка цен на топливо правительство заморозило цены на заправках и в опте, обязало нефтяников увеличить поставки на внутренний рынок, а также предложило механизм компенсаций — демпфер. Теперь в случае дисконта на внутреннем рынке по отношению к экспортному нефтяные компании смогут частично компенсировать недополученную прибыль из бюджета, а в случае существенной премии на внутреннем рынке — доплатить государству. Осенью прошлого года компании подписали соглашения, в которых обязались сдерживать цены на топливо, весной эти договоренности были продлены до 1 июля. В июне вице-премьер Дмитрий Козак говорил, что не видит предпосылок для продления соглашений.