Клиринговая система остановила расчеты по бондам Alliance Oil Худайнатова
В конце прошлой недели клиринговый центр Euroclear прекратил проводить расчеты по еврооблигациям компании Alliance Oil Эдуарда Худайнатова, написали аналитики Sberbank CIB в обзоре, разосланном в понедельник, 26 июня.
В отношении этих бумаг проводится регулятивное расследование, срок его окончания не определен, приводят объяснение Euroclear авторы обзора. Сейчас в обращении находятся два выпуска еврооблигаций Alliance Oil — на $299 млн с погашением в 2019 году и купоном в 10% и на $500 млн с погашением в 2020 году и купоном в 7%. На эти бумаги приходится меньше половины долга компании, а в конце первого квартала 2017 года ее общий долг составлял $2,1 млрд.
Представители Alliance Oil и ВТБ (был агентом по реструктуризации одного из выпусков облигаций) не ответили на вопросы РБК. Представитель Euroclear также пока не ответил на запрос.
Вероятнее всего, Euroclear проводит проверку из-за распространения санкций США на две аффилированные с Alliance Oil компании, полагают аналитики. 1 июня Управление по контролю за иностранными активами Казначейства США (OFAC) внесло в санкционный список ННК Эдуарда Худайнатова и ее «дочку» — «ННК Приморнефтепродукт», а также «АРДИС-Подшипник» и предпринимателя Игоря Мичурина, все они обвиняются в связях с северокорейской торговой корпорацией «Тангун».
«Компания подписала контракт на поставки нефти в КНДР и, предположительно, поставила туда нефтепродуктов на сумму более $1 млн. ННК также могла быть вовлечена в схемы по обходу санкций в отношении КНДР», — говорилось в сообщении Минфина США (цитата по «Интерфаксу»). Американским бизнес-структурам и предпринимателям запрещено предоставлять внесенным в список компаниям финансирование, товары или услуги. ННК и «ННК Приморнефтепродукт» — дочерние компании Alliance Oil и являются поручителями по двум выпускам евробондов, сообщила Alliance Oil. Компания отрицает обвинения США и заявляет, что ее «дочки» никогда не участвовали и не могли участвовать в бизнесе с Северной Кореей. Компания сообщила, что готовит заявление, чтобы ее дочерние предприятия исключили из санкционного списка.
Не исключено, что вслед за Euroclear и другие компании, в том числе имеющие операционные подразделения в США, также перестанут предоставлять услуги по этим облигациям Alliance Oil (в частности, доверительный управляющий BNY Mellon и аудитор PWC), пишут аналитики Sberbank CIB.
В сентябре Alliance Oil должна выплатить купон и часть тела долга в $53 млн по облигациям со сроком погашения в 2019 году, а по второму выпуску — $18 млн в ноябре, говорит аналитик ИК «Атон» Яков Яковлев. То есть у компании еще есть время: Euroclear может восстановить расчеты, полагает Яковлев. По его словам, из-за действий клиринговой компании инвесторы не получат перечисленные деньги, но не факт, что это будет считаться дефолтом, если компания перечислит средства платежному агенту: условия расчетов в публичных документах компании не раскрываются. Теоретически купоны будут перечислены, когда Euroclear завершит проверку и восстановит расчеты, рассуждает он.
Держателям бумаг также будет сложно совершать операции с ними, а их ликвидность сильно упадет, говорит аналитик ING Егор Федоров. Впрочем, бумаги и сейчас не слишком ликвидны; скорее всего, инвесторы принимали эти риски, считает Яковлев.
Проблемы возникнут только у зарубежных держателей облигаций, указывает аналитик ФК «Открытие» Константин Бушуев. Но Alliance Oil может придумать альтернативную схему выплат, например через сторонние банки, допускает он. Правда, для инвесторов это будет неудобно. Проводить торги по этим бумагам, скорее всего, можно будет по-прежнему, по крайней мере через Национальный клиринговый центр (НКЦ), который может осуществлять расчеты по долларовым облигациям, указывают аналитики Sberbank CIB. Теоретически Alliance Oil может перевести расчеты по облигациям в рубли или провести их конвертацию в локальные бумаги, добавляют они. Это также неудобная схема для зарубежных инвесторов, но возможная, соглашается Яковлев. У Alliance Oil также остается время оспорить решение OFAC, считают Бушуев и Яковлев.