Под суд за слив: за что судят разоблачителей налоговых схем Люксембурга
Во вторник, 26 апреля, бывший бухгалтер компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Антуан Дельтур предстал перед судом Люксембурга по обвинению, связанному с разоблачением, получившим в СМИ название LuxLeaks. В 2012 году он передал в распоряжение журналистов около 28 тыс. страниц документов, касающихся 340 компаний по всему миру, которые получали от властей Люксембурга различные налоговые льготы. Среди компаний, которые упоминались в связи с этими документами, были Apple, IKEA, «Газпром», Deutsche Bank, «Альфа-Групп» и ряд других. Дельтур, а также его коллега по PwC Рафаэль Але обвиняются в краже информации и нарушении профессиональной тайны. На скамье подсудимых также оказался французский журналист Эдуард Перрен, который первым опубликовал документацию PwC.
Дельтуру грозит от пяти до десяти лет тюрьмы и штраф $1,4 млн.
Посчитал долгом
Дельтур еще в 2010 году стал обладателем документов, которые касались схем крупных компаний по выводу активов в Люксембург — таким образом корпорации уменьшали налоговую нагрузку. Как рассказывал бывший младший бухгалтер в интервью Financial Times, он сам решил передать документы в распоряжение французских журналистов. По словам Дельтура, он «посчитал своим долгом, чтобы эта информация была вынесена на суд общественности».
Покинув компанию в том же 2010 году, Дельтур передал документы журналисту телеканала France 2 Эдуарду Перрену из программы Cash Investigation. При этом, по словам Дельтура, передавая материалы, он поставил условие — не предавать огласке участие в схеме PwC, а также тех компаний, которые выводили средства в Люксембург. Рассказывать можно было только о самой схеме ухода от налогов.
В мае 2012 года Перрен в своей программе сообщил о схеме по выводу денег в Люксембург, упомянув при этом и PwC. Почти сразу после этого компания подала иск о краже документов.
Получив в свое распоряжение материалы, Перрен пригласил к сотрудничеству Международный консорциум журналистов-расследователей (International Consortium of Investigative Journalists, ICIJ), который опубликовал собственное расследование по этому поводу в октябре 2014 года.
Имя третьего фигуранта процесса, Але, также занимавшего бухгалтерскую должность в PwC, стало известно только на прошлой неделе. Его подозревают в утечке еще одного пакета документов аудиторской компании.
Налоговый рай
Опубликованные журналистами данные свидетельствовали о том, что ряд крупных компаний (в общей сложности — около 340) заключали конфиденциальные соглашения с властями Люксембурга о предоставлении им благоприятного налогового режима. ICIJ опубликовала 548 писем PwC за период с 2002 по 2010 год, которые были адресованы налоговой службе Люксембурга. В них компания-аудитор от лица своих клиентов обосновывала предоставление той или иной фирме режима льготного налогообложения. Обоснованием служили инвестиции в герцогство, а также регистрация в Люксембурге дочерних и материнских компаний. Среди компаний, которые пользовались услугами PwC во взаимодействии с люксембургскими налоговыми властями, назывались Apple, Microsoft, PepsiCo, Walt Disney, Deutsche Bank, IKEA и ряд других. Среди фигурантов LuxLeaks были и российские компании — Сбербанк, «Альфа-Групп», Evraz, «Газпром» и Home Credit.
Общий объем экономии клиентов PwC, по оценкам ICIJ, за восемь лет мог составить порядка $1 трлн. При этом в некоторых случаях компании сокращали ставку налогообложения до 1%.
LuxLeaks спровоцировала политический кризис в структурах Евросоюза и самом Люксембурге. Европарламент вынес на голосование вопрос о доверии председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, в 1995–2013 годах занимавшему пост премьер-министра Люксембурга. Юнкер был вынужден оправдываться и уверять, что он не причастен к «люксембургской проблеме». Главы финансовых ведомств Германии, Италии и Франции Вольфганг Шойбле, Пьер Карло Падоан и Мишель Сапен назвали LuxLeaks «поворотным моментом» и признали, что взаимодействие между европейскими странами по налоговому надзору находится на низком уровне. В октябре 2015 года главы финансовых ведомств Европы приняли директиву об обмене налоговой информацией.
Защита для разоблачителя
Суд над Дельтуром вызвал бурные общественные обсуждения. «Дельтур заслуживает защиты и похвалы, а не суда. Та информация, которую он раскрыл, послужила общественному интересу», — заявил накануне судебного процесса управляющий директор правозащитной организации Transparency International Кобус де Свардт. В 2015 году Дельтур даже был номинирован на премию имени Сахарова, которую Европарламент вручает за защиту основных свобод, развитие демократии и уважение к международному законодательству.
Но Transparency отмечает, что законодательство большинства европейских стран не предполагает защиту для разоблачителей. В Люксембурге защита для инсайдеров-осведомителей на законодательном уровне существует, но ограничивается лишь теми случаями, когда речь идет о разоблачении коррупции. Кроме того, в Люксембурге закон защищает информаторов только от увольнения, а не от судебного преследования. В связи с этим Transparency указывает на необходимость принятия срочных поправок к законодательству.
«Если разоблачителей, без которых мы бы даже не говорили о борьбе с уходом от налогов, посадят в тюрьму, то это будет иметь крайне тяжелые последствия для налогового правосудия», — считает депутат Европарламента от немецкой партии «Левые» Фабио де Маси. Депутат является членом инициативной группы в поддержку Дельтура. На сайте петиций Change.org за то, чтобы Дельтур избежал наказания, высказались к вечеру вторника более 139 тыс. человек.
Некоторые из членов Европарламента намерены выступать в суде в поддержку Дельтура. По словам одного из них, Свена Гигольда, «само название LuxLeaks сбивает с толку — на самом деле это разоблачение вскрыло европейскую систему сделок на льготных условиях, касающихся не только Люксембурга».
Масштабная общественная кампания в поддержку Дельтура развернута и на его родине, во Франции. В частности, газета Le Monde в передовице поставила вопрос о необходимости защиты для информаторов, которые действуют в общественных интересах. В защиту Дельтура высказалась и лидер крайне правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен.
Как отмечает Financial Times, ссылаясь на мнения адвокатов, Дельтур, скорее всего, будет осужден на небольшой тюремный срок — возможно, менее двух лет. Сам Дельтур надеется, что тюремного срока ему удастся избежать. «Я полностью осознаю свою ответственность. Но я не мученик», — заявил он FT.