Polymetal подал заявку на делистинг с Мосбиржи
Горнодобывающая компания Polymetal International, которая в июне сменила название на Solidcore Resources, подала заявку на делистинг акций (тикер POLY) c Московской биржи. Весной компания закрыла сделку по продаже российского бизнеса.
Решение принято в связи с санкциями Минфина США против торговой площадки: эти меры, а также «полное ограничение в правах для акционеров компании на Мосбирже делают дальнейший листинг нецелесообразным».
«[После введения санкций против Мосбиржи] на компанию многократно возросло давление со стороны нероссийских контрагентов, инвесторов, регуляторов, банков-кредиторов, потому что в продолжении листинга они видят значительные репутационные и даже санкционные риски для компании и, соответственно, для них при работе с нами», — рассказал РБК заместитель гендиректора по финансам Solidcore Resources (ранее Polymetal) Максим Назимок.
Polymetal предлагает держателям российских акций обменять их на казахстанские в пропорции 1 к 1. Для этого инвесторам нужно открыть счет у казахстанского или российского брокера с выходом на астанинскую биржу Astana International Exchange (AIX), перевести бумаги туда и обратиться в компанию. Это предложение действует как раз до 30 сентября 2024 года — на эту же дату Polymetal просит назначить последний день торгов акциями на Мосбирже.
«При таком наборе санкций против НРД и Московской биржи мы, к сожалению, не видим перспектив разблокировки [российских акций Polymetal], и это точно не во власти компании. Поэтому единственное, что мы могли сделать, — это запросить достаточно длинный срок у биржи для прекращения торгов, чтобы все оставшиеся инвесторы либо продали свои акции профессиональным инвесторам, которые поучаствуют в обмене, либо поучаствовали в обмене сами», — добавил топ-менеджер компании.
Пока российские инвесторы не особенно активно участвуют в обмене, признает Назимок: «Из порядка 14% [акций компании], которые потенциально могли обменять акционеры, обменялось на сегодняшний день 3%. Во многом это связано с тем, что среднестатистический акционер владеет очень небольшим пакетом, акционеров очень много — это десятки тысяч людей. И многие из них еще и владеют акциями через санкционных брокеров, и для них это немного усложняет процесс».
Выкупать акции при делистинге на Мосбирже в компании сейчас не планируют, добавил Назимок: «Сейчас у акционеров есть две опции: обмен или продажа [российских акций]». При этом в компании надеются, что российские инвесторы будут активнее участвовать в обмене акций, добавил он: «Нам бы очень не хотелось оставлять за собой тысячи обиженных акционеров. Сейчас мы сделали все, что в наших силах, чтобы вернуть этим акционерам их права. И мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы на биржу Астаны приходили как можно больше инвесторов, увеличивалась ликвидность бумаги, а она сейчас далеко не та, какая она у нас была в Лондоне и Москве».
Еще в феврале 2024-го акции Polymetal на Мосбирже были существенно (до 30%) дороже, чем те же бумаги на бирже в Астане. Такое положение сохранялось даже после того, как компания объявила о продаже российского бизнеса, а аналитики заговорили о том, что держать российские бумаги Polymetal больше не имеет смысла. Впрочем, с тех пор цена бумаг на Мосбирже снизилась вдвое, и сейчас казахстанские акции котируются чуть дороже российских.
Если держатель акций не обменяет их к 30 сентября, неясно, сможет ли компания что-то предложить ему, говорит Назимок: «На сегодняшний день обмен — единственный вариант, который мы можем предложить инвесторам с учетом текущих реалий. Однако мы будем внимательно следить за тем, как сложится ситуация к концу сентября, и принимать решения в зависимости от обстоятельств».
Polymetal после начала военных действий на Украине и первых западных санкций против Москвы объявил, что «не считает себя юридическим лицом, находящимся в собственности или действующим от имени или по указанию лица, связанного с Россией». Летом 2022 года компания сообщила о реструктуризации бизнеса путем раздела своих российских и казахстанских активов и перерегистрации головного холдинга с острова Джерси в юрисдикцию Казахстана.
Кто владеет Polymetal и каковы перспективы компании
После смены основного акционера с ICT миллиардера Александра Несиса на Оманский государственный фонд MDI последний владеет 23,9% акций Polymetal (теперь Solidcore Resources). Еще 4% — у американского инвестиционного гиганта BlackRock, 3,3% — у Fodina B.V., 0,7% компании владеют директора и менеджмент, 68,1% приходится на «институциональных и частных инвесторов» — то есть обращается на биржах в Москве и Астане.
После продажи российского бизнеса Solidcore Resources становится устойчивым, хотя и не ведущим казахстанским золотодобытчиком, говорили РБК аналитики. Эксперты не видели существенного потенциала для роста капитализации Solidcore, если только компания не проведет серию M&A-сделок.
Когда российский «Полиметалл» попал под американские санкции, главный исполнительный директор Polymetal Виталий Несис и главный финансовый директор Максим Назимок покинули руководящие посты в российской «дочке».
В середине февраля 2024-го Polymetal договорился о продаже российского бизнеса компании «Мангазея Плюс», которая входит в группу компаний «Мангазея» Сергея Янчукова. Стоимость активов оценили в $3,69 млрд, включая внешний и внутригрупповой долг.
Вскоре после этого Мосбиржа объявила, что акции Polymetal переведены из первого уровня листинга в третий. Тогда компания говорила, что не собирается инициировать делистинг с площадки.