Белоруссия объяснила причины загрязнения «Дружбы»
Наиболее вероятной причиной загрязнения (кратковременного превышения допустимой концентрации органических хлоридов) участка нефтепровода «Дружба» из Белоруссии в Польшу, которое было выявлено 19 июня, «возможно, является автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей НПС (нефтеперекачивающая станция. — РБК) «Кобрин», — говорится в письме первого заместителя гендиректора, главного инженера «Гомельтранснефть Дружбы» Андрея Вериго, направленном в польский концерн PERN и менеджерам российской «Транснефти» Юрию Шугаеву и Сергею Андронову.
Копию этого письма журналистам предоставила пресс-служба «Транснефти». Вериго подтвердил РБК его отправку и объяснил, что насосы, которые перекачивают нефть на НПС, постоянно смазываются нефтью для предотвращения перегрева, а остатки медленно скапливаются в специальных емкостях со скоростью один стакан в час. После того как дренажная емкость наполняется, включается автоматическая система ее раскачки — эта нефть поступает в трубопровод. Вериго добавил, что во всех емкостях нефть содержалась чистая, «но точечные пробы технической нефти имеют такие свойства, можно ухватить все, что угодно».
Вериго также сказал РБК, что гипотезы о том, что загрязнение нефтепровода было вызвано автоматическим включением системы раскачки дренажных емкостей, «не подтвердились». «В ночь с 19 на 20 июня специалисты отобрали более 20 проб в разных местах. На территории Беларуси ни одного превышения выше 2–3 ppm не зафиксировано. Проба, которая была взята компанией PERN и показала 60 ppm, была точечной, то есть она выполнена не по регламенту», — подчеркнул он. «Эта точечная проба могла быть ошибкой оператора, ошибкой отбора. И я не уверен, что показатель в 60 ppm вообще был. Я не видел ни одного подтверждающего документа», — добавил Вериго.
НПС «Кобрин» расположена на территории Белоруссии, неподалеку от границы с Польшей. Превышение норм по хлорорганике, из-за чего временно приостановили прокачку нефти по польскому участку «Дружбы», было обнаружено после проведения анализа на приемно-пропускном пункте «Адамова Застава», через который нефть поступает из Белоруссии в Польшу. Тогда «Гомельтранснефть Дружба» обвиняла в инциденте российскую сторону. «По мнению ОАО «Гомельтранснефть Дружба», отдельные всплески концентрации органических хлоридов в точечных образцах свидетельствуют о неоднородном качестве сырья, поставляемого Российской Федерацией», — говорилось в ответе пресс-службы.
Но в «Транснефти» это отрицали, подчеркивая, что, «со слов белорусских коллег», вероятной причиной кратковременного загрязнения нефти стало как раз автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей в Кобрине.
«Отдельные руководители из числа наших белорусских коллег ведут себя как базарные бабы, торгующие солеными огурцами», — заявил РБК пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
Объем загрязненной нефти, попавшей в трубопровод Мозырь — Адамова Застава, оценили примерно в 20 куб. м. Прокачку по польскому участку «Дружбы» возобновили через несколько часов после инцидента, около восьми утра 20 июня, так как проба, взятая в 18:00, показала уже снижение уровня хлорорганики.
Впервые о более существенном загрязнении «Дружбы» хлорорганикой стало известно в апреле 2019 года. Оно привело к приостановке прокачки российской нефти в европейские страны — Польшу, Украину, Германию, Венгрию и Словению.
Белорусские НПЗ, выявившие превышение хлорорганики, были вынуждены остановить работу и понесли убытки. Прокачка чистой нефти из России в Белоруссию возобновилась в мае, а польский концерн PERN возобновил прием нефти из России только 9 июня. За время, пока чистая нефть не поступала из России, Варшава потратила 1,1 млн т сырья из стратегических запасов.
Нефтепровод «Дружба» идет в белорусский город Мозырь, где разделяется на северную и южную ветви. Первая проходит через Белоруссию и Польшу в Германию, вторая пересекает Украину и в Ужгороде делится на «Дружбу-1», идущую в Словакию (одна ветвь направлена в Чехию, другая — в Венгрию) и «Дружбу-2», идущую в Венгрию.