Нового партнера «Роснефти» уволили прежние работодатели
Загадочная компания
На прошлой неделе в ходе Петербургского экономического форума «Роснефть» объявила о подписании «основных условий» соглашения по созданию «предполагаемого совместного предприятия» на основе «Таас-Юрях Нефтегазодобычи» с компанией Skyland Petroleum Corporation. Это соглашение предусматривает продажу Skyland Petroleum до 29% в «Таас-Юрях» (сейчас у «Роснефти» 100%) и создание СП для разработки Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения (основной актив «Таас-Юрях», находящийся в Якутии, его запасы оцениваются в 133 млн т нефти и 137 млрд куб. м газа).
В тот же день «Роснефть» подписала соглашение о продаже еще 20% «Таас-Юрях» британской BP за $750 млн. Исходя из этой оценки, за 29% в этом проекте Skyland Petroleum должна будет заплатить «Роснефти» $1,09 млрд.
До объявления о сделке с «Роснефтью» о Skyland Petroleum не было известно на нефтегазовом рынке ничего. На ее сайте говорится, что это «новая компания по разведке и добыче нефти и газа, основанная в январе 2015 года британской компанией Vazon Energy и дополнительным техническим персоналом». Ее финансовые партнеры «базируются в Восточной Азии», что «обеспечивает стабильную основу для успешного изучения и освоения нефтегазовых объектов по всему миру». Основное направление деятельности Skyland — «активное приобретение проектов в соседних с Китаем регионах, особенно в странах бывшего Советского Союза, Южной Азии и на Ближнем Востоке». Президент «Роснефти» Игорь Сечин назвал Skyland Petroleum «частными китайскими инвесторами» (цитата по «России-24»). При этом он отметил, что партнерами «Роснефти» и ВР по проекту «Таас-Юрях» могут быть не только инвесторы из Китая, но и компании из других стран.
Согласно реестру Каймановых островов (в других юрисдикциях не удалось найти компанию с таким названием), Skyland Petroleum основана немного раньше, чем указано на ее сайте, — в сентябре 2014 года. Ее конечные собственники не раскрываются. A Vazon Energy, которая учредила Skyland Petroleum, была основана в 1997 году и занимается управлением энергетическими проектами в странах бывшего Советского Союза и «других частях мира», говорится на сайте Skyland. Владелец и руководитель Vazon — геолог Дэвид Робсон, который «хорошо известен в нефтегазовой и энергетической кругах в глобальном масштабе». Робсон по совместительству — исполнительный председатель совета директоров и президент Skyland Petroleum.
Гендиректор BP Роберт Дадли еще на Петербургском форуме сказал, что британская компания «будет рада приветствовать новых участников этого проекта», а выбор участников — за «Роснефтью» (цитата по ТАСС). А представитель московского офиса BP пояснил РБК, что британскую компанию полностью устраивает ее доля в «Таас-Юрях», потому что она «наилучшим образом отвечает нашим интересам и открывает новые возможности для сотрудничества с «Роснефтью».
Согласно информации на сайте Skyland, Робсон работает в нефтегазовой сфере с 1990 года и принимал участие в проектах в большинстве регионов бывшего СССР, включая Россию, Украину и Кавказ, а также Центральную Азию. Он был основателем как минимум трех компаний — JKX Oil & Gas Plc и CanArgo Energy Corporation, работающих в Грузии и на Украине, и Tethys Petroleum, работающей в Казахстане, Таджикистане и Грузии.
История Tethys Petroleum
Tethys Petroleum — последнее место работы не только Робсона, но и всех остальных топ-менеджеров Skyland, включая исполнительного вице-президента Элизабет Лэндлс, главного операционного директора Марка Сарссама, руководителя подразделения по Южной и Центральной Азии и России Назира Шарифи и вице-президента по внешним связям Мамуку Мурджикнели.
Tethys Petroleum, созданная в 2003 году, в декабре 2012 года сумела привлечь как партнеров таких мейджоров, как французская Total и китайская CNPC, на один из своих проектов в Таджикистане — освоение гигантского нефтегазового месторождения Бохтар (запасы оцениваются в 8,5 млрд баррелей нефти и 3,22 трлн куб. м газа). Но со временем акционеры Tethys, акции которой торгуются на биржах в Канаде и Казахстане, разочаровались в действиях основателей во главе с Робсоном и в конце 2014 года добились их отставки.
Инвесторы Tethys Petroleum, крупнейшим из которых был Pope Asset Management, были разочарованы низкой ценой акций, стабильно высокими затратами и слабыми операционными результатами, рассказал РБК президент Pope Asset Management (на тот момент владела 17,3% акций Tethys) Билл Уэллс. В начале ноября 2014 года Pope созвала внеочередное собрание акционеров, чтобы сместить Робсона, Лэндлс и еще нескольких директоров. Остальные акционеры поддержали это предложение, и директора приняли решение уйти в отставку. «С сожалением я вынужден признать, что в интересах компании я должен покинуть совет директоров Tethys Petroleum Limited», — сказал тогда Робсон.
После этого новая менеджерская команда Tethys сумела примерно вдвое сократить расходы на персонал и прочие административные расходы, говорит Уэллс. Согласно последнему годовому отчету Tethys Petroleum, ее выручка за 2014 год сократилась примерно на четверть, до $27,4 млн, убытки выросли в 1,5 раза, до $15,47 млн, а административные расходы сократились лишь на 6%, до $17,65 млн. Всего через месяц после отставки Робсона и Лэндлс, 1 декабря 2014 года, компания объявила о масштабной программе сокращения издержек, которая включает сокращение персонала и закрытие офисов в Дубае, Вашингтоне и Торонто. Давал ли Робсон обязательства не работать на конкурентов при увольнении из Tethys, президенту Pope Asset Management неизвестно. «Мы удивлены, что Робсон и его команда сумели получить финансирование на такой крупный проект [«Таас-Юрях»] так быстро после того, как покинул Tethys», — добавил Уэллс.
Комментариев самого Дэвида Робсона и менеджеров Skyland и Tetрys получить не удалось: электронный адрес, указанный на сайте Skyland, оказался нерабочим, Мурджикнели и Шарифи не ответили на запрос РБК, так же поступила вице-президент Tethys Сабин Росси.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сказал РБК, что российской госкомпании известны бенефициары Skyland Petroleum, но она раскроет их только в том случае, если соглашение о намерениях выльется в реальную сделку. Вчера получить комментарий «Роснефти» РБК не удалось: телефон Леонтьева был недоступен, а на запрос в компании не ответили.