Акционер «Роснефти» заинтересовался проектом ее экс-президента
Катарский фонд QIA, который в начале мая приобрел 18,93% «Роснефти», ведет переговоры о покупке доли в Пайяхском месторождении на Таймыре, принадлежащем «Нефтегазхолдингу» Эдуарда Худайнатова, экс-президента «Роснефти». Об этом в интервью РБК рассказал сам бизнесмен.
В октябре 2017 года Худайнатов оценивал все Пайяхское месторождение в $5,8 млрд, а участием в проекте интересовалась китайская частная компания CEFC, претендовавшая также на акции «Роснефти». Но недавно стало известно, что она не смогла завершить сделку с «Роснефтью» из-за нехватки финансирования, а ее основатель Е Цзяньмин был задержан в рамках расследования экономических преступлений. Переговоры CEFC с Худайнатовым также ни к чему не привели.
«Обсуждаем с Катаром (QIA. — РБК), но с момента переговоров с CEFC ситуация по условиям вхождения в капитал поменялась: мы стали крупнее и дороже. Речь идет о продаже доли ниже контрольного пакета, контрольный пакет никогда быть продан не может, так как наши объемы запасов нефти стали значительные, и особенно на Пайяхе, мы не имеем права продавать ее по закону», — сказал Худайнатов РБК.
Запасы Пайяхского нефтяного месторождения оцениваются более чем в 160 млн т, резервы — примерно в 500 млн т. Оно входит в группу месторождений на полуострове Таймыр в Красноярском крае, где «Таймырнефтегаз» (принадлежит Худайнатову) осуществляет проект по геологическому изучению и последующей разработке месторождений под названием Пайяха. В конце 2017 года сообщалось, что ведется подготовка к началу обустройства месторождения. В дальнейшем в устье Енисея компания планировала построить круглогодичный терминал для вывоза нефти.
По словам Худайнатова, сейчас обсуждаются разные варианты развития этого проекта: «И о проектном финансировании, и о возможности стать стратегическим инвестором в капитале нашей компании в зависимости от условий.«В этом году нам надо договориться, потому что заниматься проектом нам одним тяжело. Но при этом инвестор не может быть маленьким. Даже китайская частная компания (CEFC. — РБК) не смогла справиться с таким объемом».
Бизнесмен также обсуждает с главами Сбербанка и ВТБ Германом Грефом и Андреем Костиным возможность создания консорциума для инвестиций в компанию: «Тогда не придется никому отдавать долю [в Пайяхском месторождении]. Но, к сожалению, пока сложно с привлечением крупного долгосрочного финансирования из-за санкций. Речь идет о $5 млрд: это сделает компанию крупным игроком». «Нефтегазхолдинг» (на тот момент назывался Независимой нефтегазовой компанией, ННК) попал под санкции США летом 2017 года за поставки нефти в КНДР.
К тому же Худайнатов рассказал РБК, что в четверг, 24 мая, «вручил» презентации «Нефтегазхолдинга» заместителю председателя Китая Ван Цишань, «чтобы крупные китайские компании посмотрели наши проекты».