Автор отчета Sberbank CIB о «Газпроме» ответил Грефу на критику
Александр Фэк, работавший аналитиком в Sberbank CIB, заявил, что подготовленный им отчет о «Газпроме» и о выгодополучателях компании был подготовлен профессионально. На подготовку доклада, по словам Фэка, ушел месяц работы, целью анализа было спрогнозировать параметры будущей инвестпрограммы компании, об этом говорится в письме Фэка, которое он направил в РБК. Ранее аналогичное письмо поступило в газету «Ведомости».
Аналитик не согласен с мнением своего бывшего руководства об этом отчете, говорится в материале, и назвал подготовленный документ «последовательным», а изложенные в нем аргументы — «логичными». «Отчет стал результатом кропотливо сделанной работы, занявшей около месяца (в основном время ушло на построение финансовых моделей отдельных частей и проектов «Газпрома»). Целью являлся прогноз будущей инвестиционной программы компании», — говорится в письме Фэка.
В мае аналитик вместе со своей коллегой Анной Котельниковой подготовил отчет о российских нефтегазовых компаниях. Авторы заключили, что основные выгоды от трех газопроводных проектов «Газпрома» — «Турецкого потока», «Северного потока-2» и «Силы Сибири» — получили подрядчики строительства, а не акционеры компании. Капиталовложения в такие проекты низкорентабельные, говорилось в отчете. «Решения «Газпрома» становятся абсолютно понятными, если предположить, что компания управляется в интересах своих подрядчиков, а не для получения коммерческой выгоды», — заключали авторы. Среди подрядчиков строительства — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз», в котором 50% принадлежат Геннадию Тимченко и его семье (об этом он рассказал РБК в феврале 2017 года). 24 мая Тимченко заявил, комментируя историю с отчетом Фэка и Котельниковой, что не имеет отношения к «Стройтранснефтегазу».
Фэк 22 мая рассказал РБК, что из-за этого отчета его уволили из компании. На следующий день стало известно, что Sberbank CIB также покидает Александр Кудрин — он возглавлял аналитическое отделение, в котором работал Фэк.
Герман Греф, комментируя ситуацию, сказал, что Фэк дезинформировал рынок и использовал неподтвержденные данные. «Что это — безответственность или сознательная провокация, я не могу сказать», — добавил Греф. Глава Сбербанка подчеркнул, что отчет не соответствовал внутренним регламентам компании и этическим нормам.