На Украине назвали главную опасность и главную проблему «Газпрома»
По мнению главы оператора ГТС Украины Сергея Макогона, основная проблема «Газпрома» в том, что вопрос газа в России политизирован. Это, по словам Макогона, заставляет российскую компанию тратить много денег на то, чтобы «исполнить политическую волю руководства России». Об этом генеральный директор оператора ГТС Украины заявил в интервью изданию «Комментарии».
«Основная проблема «Газпрома» в том, что это не совсем коммерческая организация. Газ всегда был элементом политики РФ, что крайне негативно сказывается на этой компании. Десятки миллиардов долларов «Газпром» выбросил на ненужные обходные газопроводы, только чтобы исполнить политическую волю руководства России, цель которого — лишить Украину транзитного дохода ($2 млрд в год)», — заявил Макогон.
Он также выразил уверенность в том, что, если бы «Газпром» был «чисто коммерческой организацией», Украина и Россия смогли бы успешно сотрудничать и обеспечивать транзит газа из России в ЕС.
Также в интервью Макогон назвал самую большую, по его мнению, угрозу для оператора ГТС Украины, которая исходит от российской компании. «Газпром» строит обходные газопроводы вокруг Украины: Северные потоки, Турецкий поток. И в этом аспекте «Газпром» для нас — конкурент. Более того, если «Газпром» запустит эти газопроводы, то мы потеряем транзит и транзитный доход. И это — самая большая угроза для оператора ГТС Украины», — заявил он. Гендиректор оператора пообещал «до конца» бороться против таких обходных газопроводов.
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов отказался от комментариев.
Ранее в пятницу заместитель председателя правления ПАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова отмечала, что обсуждение строительства «Северного потока-2» политизировано. «Прилагается максимум усилий для скорейшего завершения этого коммерческого проекта, несмотря на высокую политизированность полемики вокруг него», — заявляла она.
В начале недели Макогон заявил, что если «Газпром» не продлит с Украиной контракт на транзит газа в Европу, который действует до конца 2024 года, то Киев будет добиваться организации поставок из Центральной Азии. Он пообещал «продолжать борьбу с «Газпромом» и указал на то, что десять лет назад Туркменистан и Казахстан могли продавать газ в Европу транзитом через Россию.
Глава оператора газотранспортной системы Украины также пообещал продолжать требовать, чтобы точка передачи газа европейским потребителям была перенесена на границу России и Украины. По словам Макогона, так «Газпром» не сможет навязать странам свои условия.
В апреле глава оператора украинской ГТС в интервью РБК уже сообщал, что после достройки «Северного потока-2» мощности ГТС Украины станут избыточными для «Газпрома» и компания прекратит транзит газа. «Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявлял он.
При этом в ноябре 2019 года Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил для РБК исследование, в котором говорится, что полный отказ от транзита газа через Украину даже к 2035 году будет возможен, только если поставки российского трубопроводного газа в Европу радикально сократятся.