Богатейший россиянин выступил за отмену экспортной монополии «Газпрома»
«Считаю, что для государства было бы более правильно иметь альтернативу «Газпрому» в трубопроводном экспорте», — заявил в интервью «Коммерсанту» совладелец и предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон.
«Для государства, считаю, было бы выгоднее, если бы поставщик газа на экспорт был не один, не только «Газпром». Регулировать экспорт газа государство может и другими методами, не только в рамках «Газпрома», — сказал бизнесмен. По его словам, у «Газпрома» был «очень хороший период» последние 15 лет, когда цена на нефть была высокой (многие долгосрочные контракты «Газпрома» имеют нефтяную привязку). «И сформировалась точка зрения, что можно работать только так и больше никак, а это приводит к невозможности учитывать возникающие риски», указал он. «А ведь еще есть проблема отношения к российскому газу на европейском рынке — это сейчас отношение к «Газпрому», фактически», — уверен Михельсон.
Михельсон весной 2016 года был признан богатейшим российским бизнесменом — журнал Forbes оценил его состояние в $14,4 млрд. «Газпрому» принадлежит монополия на экспорт трубопроводного газа, а НОВАТЭК — один из основных его конкурентов на российском рынке. С 2014 года НОВАТЭК и «Роснефть» получили право экспортировать сжиженный природный газ (СПГ).
Михельсон ранее никогда публично не выступал за отмену монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа, говорит близкий к нему источник.
«Каждый имеет право на собственное мнение», — парирует представитель предправления «Газпрома» Сергей Куприянов. «Существует ли какая-то «проблема отношения к российскому газу», хорошо показывают цифры экспорта «Газпрома», например за прошлую неделю, 590 млн куб. м в сутки — абсолютный рекорд», — сказал он РБК.
В марте стало известно, что Михельсон и главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин еще в конце прошлого года направили письма президенту Владимиру Путину с просьбой разрешить их компаниям экспортировать трубопроводный газ, рассказывали источники РБК. Тогда представители НОВАТЭКа и «Роснефти» это не комментировали, а в «Газпроме» выступали резко против. «Выход альтернативных российских поставщиков природного газа (как с государственным участием, так и частных) на рынки Европы приведет к нарушению управления поставками российского трубопроводного газа в Европу, к неизбежному снижению цен на природный газ и, следовательно, к снижению поступлений в бюджет Российской Федерации», — указывал предправления «Газпрома» Алексей Миллер в письме Путину в ноябре 2015 года (РБК ознакомился с его текстом).
Представитель президента Дмитрий Песков тогда сказал, что «каких-либо решений на сей счет не принималось». «Пока изменений нет, идет экспертная дискуссия», — заявил РБК Песков вечером в понедельник, 24 октября.
Другой совладелец НОВАТЭКа, Геннадий Тимченко, в мае призвал не торопиться с отменой монополии «Газпрома». «Кто же будет отказываться поставлять газ на экспорт, причем значительно дороже, чем на внутреннем рынке, правильно? Все заинтересованы, но это не факт, что мы должны требовать это сегодня. Нужно очень серьезно взвесить наши балансы, «Газпрома», его инфраструктуру, как это все работает. Сложный вопрос. К нему нельзя подходить так — «мы хотим, давайте будем экспортировать». Не так это работает в нашей стране», — сказал бизнесмен.
О необходимости отмены монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа в начале октября говорил и замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Но это должно произойти после 2018 года, заявил он РБК. По его словам, этот вопрос можно предметно обсуждать после завершения процесса либерализации внутреннего рынка газа. Голомолзин полагает, что право на экспорт в итоге могут получить все конкуренты «Газпрома», включая крупные нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», а не только «Роснефть».
При участии Натальи Галимовой