Alliance Худайнатова потеряла $400 млн за четыре месяца
Тройное сокращение денежных средств
По данным на 31 января 2015 года на счетах нефтяной компании Alliance Oil было всего $228 млн ($121 млн на уровне головной компании, $107 млн – на уровне СП, в которых она владеет долями), говорится в презентации компании. У РБК есть копия.
Это почти втрое меньше, чем было в конце третьего квартала 2014 года, – $611 млн. Alliance Oil, которая прекратила торги на NASDAQ OMX Stockholm еще в конце 2013 года, в сентябре 2014 года перешла под контроль экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова, а последнюю отчетность по МСФО представила лишь по итогам первого полугодия прошлого года. Компания стала частной, рейтинговые агентства отозвали ее рейтинги, а общение с инвесторами свелось к минимуму.
Теперь Alliance Oil решила предпринять «ряд мер» по повышению прозрачности раскрытия информации и установлении «регулярного и постоянного диалога с инвесторами», говорится в пресс-релизе, опубликованном во вторник, 24 февраля. Такое решение нефтяная компания приняла «по результатам взаимодействия с инвесторами». Alliance Oil c начала февраля ведет переговоры с такими «инвесторами» – держателями еврооблигаций на $350 млн, которые должны быть погашены 31 марта, об их реструктуризации и отсрочке выплаты до 2019 года. Об этом РБК рассказывал топ-менеджер нефтяной компании и подтверждали сами кредиторы.
Почему Alliance потеряла деньги?
За последние четыре месяца – с 1 октября – заработала на операционной деятельности всего $18 млн, а потеряла – $401 млн, следует из презентации компании. Больше всего потерь – $168 млн – пришлось на эффект от девальвации рубля относительно доллара (к концу 2014 года курс $/руб. почти удвоился по сравнению с началом года, превысив 60 руб. за $1). Еще $71 млн ушло на выплаты процентов по долгам, следует из материалов компании, а $80 млн – на вложения в совместное предприятие с испанской Repsol.
«Сокращение [денежных средств] обосновано резким падением цены на нефть вкупе с девальвацией рубля, – сказал РБК топ-менеджер Alliance. – Объяснение понятное и правильно воспринимается всеми держателями, с которыми мы общались». Впрочем, один из кредиторов нефтяной компании – держателей евробондов, заявил РБК, что «никто не может понять, куда делись деньги Alliance Oil». Поэтому кредиторы негативно отнеслись к реструктуризации, продолжает он.
При условии, что большая часть средств Alliance Oil в конце третьего квартала 2014 года была в рублях (по данным топ-менеджера компании, около 70% средств приходилась на рубли), а рубль за эти четыре месяца сильно подешевел относительно доллара, вполне ожидаемо, что эффект от девальвации настолько значительным – $168 млн, подтверждает старший аналитик по нефти и газу Deutsche Bank Татьяна Капустина.
«Подавляющее большинство «за»
Однако после того, как кредиторов не устроил первый вариант реструктуризации евробондов на $350 млн (предполагал перенос выплат на четыре года с сохранением доходности в 9,875% годовых в обмен на премию в 1% суммы долга, то есть $3,5 млн на всех держателей бумаг), буквально через неделю – 13 февраля Alliance вышла с новым предложением. Теперь компания обещает погасить 20% долга ($70 млн) в срок – в марте 2015 года, а остальное – разными частями, начиная с 2017 года до 2019 года. В качестве бонуса доходность по бумагам будет ежегодно повышаться с 10% в 2015 году до 11,5% в 2018 году, а также кредиторы, согласившиеся на эти условия до ближайшей пятницы, 27 сентября, получат премию (единовременную выплату) 1,5% от суммы долга – до $5,25 млн.
«Пока голосование [по новому варианту реструктуризации] незначительно, но подавляющее большинство «за», – сказал собеседник РБК в Alliance. Продолжается общение с держателями, их требования незначительно расходятся с предложением компании, добавил он. Один из кредиторов компании Худайнатова подтвердил это РБК: в целом новое предложение устраивает держателей бондов.
Помимо облигаций на $350 млн, до конца 2015 года Alliance должна погасить кредиты еще на $245 млн, говорится в меморандуме компании, разосланном в начале февраля кредиторам (у РБК есть копия). А общий долг компании на 1 января 2015 года составил $2,226 млрд, около 60% – в долларах, остальное – в рублях. Представитель одного из крупнейших кредиторов – ВТБ – во вторник вечером отказался от комментариев. Его «дочка» «ВТБ Капитал» выступает в качестве агента нефтяной компании на переговорах по реструктуризации евробондов.
Когда был представлен второй вариант реструктуризации облигаций, источник, близкий к ВТБ, говорил РБК, что этот банк – единственный, кто продолжает давать деньги в рамках уже одобренных кредитных линий Alliance Oil в ситуации, когда у компании отрицательный денежный поток. «Мы не собираемся уменьшать кредитный exposure на Alliance Oil. Наш интерес в том, чтобы интересная компания смогла справиться с трудностями (из-за низкой цены на нефть и налогового маневра) и отдала нам деньги», – подчеркивал он.