Восточные премудрости: как заработать $2 млрд, не снимая паранджи
У себя на родине, в Саудовской Аравии, Лубна Олаян, глава финансовой корпорации Olayan Financing Company (OFC), не вправе водить машину, появляться на публике с непокрытой головой и покидать королевство без разрешения своего супруга. Тем не менее это не мешает ей руководить одним из крупнейших национальных бизнес-конгломератов, объединяющим 50 компаний и насчитывающим 15 тыс. сотрудников, а также успешно сочетать предпринимательскую деятельность с просветительскими инициативами и продвижением прав женщин.
По данным Bloomberg, под управлением 59-летней бизнес-леди также находится портфолио ценных бумаг стоимостью $4,4 млрд. Собственное состояние Лубны агентство оценивает в $2 млрд.
Первая среди равных
В судьбе одной из двух наиболее влиятельных женщин Саудовской Аравии многое связано с ломкой стереотипов. В 2004 году Лубна первой из саудовских женщин была избрана в совет директоров саудовской компании Saudi Hollandi Bank, в которой подконтрольные Olayan Group структуры владеют 21,8% акций. Она также первая в истории страны женщина, которой доверили произнести вступительное слово на одной из крупнейших площадок королевства — Джиддийском экономическом форуме.
Лубна связывает собственные успехи со своим отцом, основателем Olayan Group Сулиманом Олаяном, которого часто называли «Уорреном Баффетом Ближнего Востока». Именно он убедил ее подключиться к управлению семейной бизнес-империей в 1983 году, когда лишь немногие саудовские женщины могли отвоевать себе право выйти на рынок труда.
Бизнес-достижения Лубны Олаян
В 2005 году вошла в топ-100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
В 2014 году заняла 86-е место в рейтинге самых влиятельных женщин журнала Forbes.
В 2010 году Корнелльский университет назвал Олаян «Предпринимателем года».
В 2004 году Ассоциация арабских банков Северной Америки вручила Олаян премию «Достижение года».
Учение — свет
Лубна Сулиман Олаян родилась в 1955 году в семье предпринимателя Сулимана Олаяна, основателя международного бизнес-конгломерата Olayan Group, и американки Мэри Пердикис. Возможно, именно Мэри, гражданка США, настояла на том, чтобы все дети (у Лубны две сестры Хайят и Хутхам и брат Халед) получили качественное западное образование. Сейчас все они занимают руководящие посты в семейном бизнесе.
В 1977 году Лубна окончила Корнелльский университет, считающийся одним из наиболее престижных в США, со степенью бакалавра в области сельского хозяйства, после чего получила степень магистра бизнес-администрирования другого американского вуза — Индианского университета.
Во время учебы в Корнелле Лубна познакомилась со своим будущим мужем, Джоном Ксефосом. Сейчас он известный адвокат, специализирующийся на международном праве. У пары три дочери, которые живут в Эр-Рияде.
В 2010 году Корнелльский университет назвал Олаян «Предпринимателем года», отметив ее бизнес-качества, снискавшие ей «безграничное признание».
Выступая с речью на торжественной церемонии в своем alma mater, Олаян остановилась на той роли, которую высшее образование сыграло в формировании ее характера. «Важно поощрять людей к генерации идей, а также позволять им ошибаться», — сказала она, добавив, что научилась этому в Корнелле. «Мне очень нравилось то разнообразие, которым отличалась наша студенческая среда», — призналась она.
Сегодня она курирует различные образовательные программы, считая, что образование — залог успехов женщин и процветания саудовской экономики.
Бизнес Olayan Financing Company
Olayan Financing Company (OFC) управляет активами Olayan Group на Ближнем Востоке.
OFC — полностью диверсифицированный конгломерат, объединяющий такие секторы, как промышленность, торговля, инвестиции и сферу услуг. OFC входит в топ-10 крупнейших корпораций Саудовской Аравии.
Влиятельная женщина
Лубна считается одной из наиболее влиятельных деловых женщин в мире. В 2005 году журнал Time включил ее в топ-100 самых влиятельных людей мира. Она — постоянный участник аналогичного женского списка журнала Forbes, в 2014 году заняла в нем 86-е место.
После завершения учебы Лубна устраивается финансовым аналитиком в нью-йоркский офис банка J.P. Morgan, а в 1983 году по настоянию отца переезжает в столицу королевства, Эр-Рияд, и подключается к управлению семейным бизнесом.
С 2002 года она возглавляет Olayan Financing Company (OFC) — подразделение Olayan Group, управляющее активами концерна на Ближнем Востоке. Несмотря на то что Лубна унаследовала свое богатство, своим трудом, целеустремленностью и деловой хваткой она заслужила международное признание.
«Двадцать лет назад, когда я переехала в Эр-Рияд, мой отец наставлял меня, объясняя, что большинство рамок люди воздвигают для себя сами. Надеюсь, что своей работой я хоть в малейшей мере отдаю должное ему и памяти о нем», — говорила Лубна, получая в 2004 году премию «Достижение года» от Ассоциации арабских банков Северной Америки.
Сегодня Лубна считается самой выдающейся деловой женщиной Саудовской Аравии. В числе ее достижений заключенный OFC договор об оказании логистических услуг Saudi Aramco, крупнейшей нефтяной компании мира по суточной добыче нефти и размеру нефтяных запасов, а также подрядный контракт одной из подконтрольных OFC структур на создание технологического хаба в проекте нового населенного пункта к северу от Джидды — «Экономический город короля Абдаллы».
Она — член Международного делового совета Всемирного экономического форума, а также член исполнительного комитета Арабского бизнес-совета.
Династия Олаян
Хутхам Олаян (сестра) — глава Olayan America, член совета директоров банка Morgan Stanley. В 1987 году Хутхам первой из саудиток вошла в совет директоров крупной американской публичной компании Thermo Electron Corp.
Халед Олаян (брат) — председатель совета директоров Olayan Group, Olayan Finance Company и Olayan Saudi Holding Company.
Хайят Олаян Флейфель (сестра) — директор в Olayan America.
Семейное дело
На сегодня капитализация Olayan Group оценивается более чем в $10 млрд. И несмотря на то что никто из владельцев группы — мать, брат и сестры Лубны — не числятся в мировых рейтингах богатейших людей, состояние каждого из них должно превышать $1 млрд, свидетельствуют данные индекса миллиардеров Bloomberg. После смерти в 2002 году отца Лубны — основателя бизнес-империи Сулимана Олаяна — активы группы были поровну разделены между всеми пятью наследниками, рассказывал Bloomberg источник в Olayan Group. Хотя по исламскому праву сыновьям всегда причитается вдвое больше, чем дочерям. Единственный сын Сулимана Олаяна — Халед после смерти отца возглавил совет директоров Olayan Group.
Сулиман Олаян родился в 1918 году. В раннем возрасте он остался сиротой. В возрасте 19 лет он начал работать диспетчером в компании, которая впоследствии была преобразована в Saudi Aramco. Спустя десять лет, когда Сулиман начал работать на строительстве Трансаравийского нефтепровода, он заложил свой дом, купил несколько грузовиков и создал компанию-подрядчика этого проекта. Со временем она превратилась в диверсифицированную группу Olayan Group, объединяющую такие секторы, как строительство, потребтовары, инвестиции в промышленность и прочее.
Как и многие другие семейные фирмы того времени, они выросли за счет оказания услуг растущей нефтяной отрасли, а также населению, открывавшему для себя прелести западной жизни. Именно подконтрольным Олаяну фирмам саудовцы обязаны появлению в королевстве таких товаров, как зубная паста Colgate и кока-кола.
В 1961 году Олаян начал скупать доли в крупных американских и европейских предприятиях, чтобы брать под их залог кредиты в западных банках. На тот момент международные кредиторы не выдавали займы под саудовские активы. Со временем в портфолио Олаяна оказались акции Occidental Petroleum, Coca-Cola, Kraft Foods и Principal Financial Group.
На сегодня группе Olayan принадлежат доли в британском поставщике газа и электричества National Grid, портфель объектов недвижимости в Париже стоимостью $700 млн, а также 5,5% акций швейцарского банка Credit Suisse Group.
Благотворительность
В 2005 году Олаян вошла в совет директоров INSEAD — французской бизнес-школы и исследовательского института.
В 2007 году Олаян избрана в совет попечителей Корнелльского университета.
В 2006 году избрана в экспертный совет женского колледжа Effat College (Джидда).
С 2002 года — член совета попечителей бейрутского НКО Arab Thought Foundation.
В 2005 году избрана в совет при благотворительной ассоциации «Синдром Дауна» (Эр-Рияд).
Входит в совет при Научно-технологическом университете имени короля Абдаллы.
Продвижение прав женщин
Не вступая в открытую конфронтацию с консервативными элитами, Лубна занимается продвижением прав саудовских женщин, возможности которых в королевстве, где действует шариат, существенно ограниченны. Вместе со своими сестрами Лубна негласно поддерживает дискуссии о расширении роли женщин в саудовском обществе. Семья Олаян финансирует несколько организаций, оказывающих поддержку в области здравоохранения и образования.
Признавая различные наложенные на женщин запреты, самыми серьезными Лубна считает ограничения на выбор работы, а также отсутствие свободы передвижения — и для первого, и для второго нужно разрешение мужчины-махрама (мужа/родственника). Необходимых профессиональных знаний у саудиток хватает, убеждена Олаян.
Сегодня доля женщин на местном рынке труда составляет скромные 16%, по данным Центрального департамента статистики и информации страны.
Олаян первой из саудовских женщин призвала к отмене половой сегрегации среди бизнес-аудитории и экономическому равенству, которое, по ее утверждению, повысит конкурентоспособность Саудовской Аравии в мировой экономике.
«Моя цель заключается в том, чтобы создать страну с процветающей и диверсифицированной экономикой, в которой любой гражданин Саудовской Аравии независимо от пола, серьезно относящийся к своей работе, сумел бы найти себе достойную работу, что приведет к процветанию среднего класса, где все саудовские граждане и гости страны чувствовали бы себя в безопасности и существовали в атмосфере взаимного уважения и терпимости независимо от их социального положения, религии или пола», — заявила Лубна во время своего выступления на форуме в Джидде.
Заявление Лубны подверг критике великий муфтий Абдуллах ибн Абдуль-Латиф Аль аш-Шейх, сказав, что это позволит мужчинам и женщинам «смешиваться» и приведет общество к прелюбодеянию и упадку.
Примечательно, что во время этой речи у Лубны соскользнула вуаль, но она не стала ее поправлять и продолжила выступление, что также вызвало волну осуждения со стороны местной прессы и духовенства.