Минприроды выступило против монополии «Ростеха» на рынке отходов
О каких рисках инициативы Чемезова предупредило ведомствоМинистр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин выступил против предоставления «Ростеху» статуса федерального оператора по обращению с промышленными отходами III–V классов (малоопасными), которые составляют 95% всех отходов в России. С такой инициативой глава «Ростеха» Сергей Чемезов обратился в начале декабря к бывшему вице-премьеру Алексею Гордееву, на тот момент курировавшему в правительстве обращение с отходами.
Кобылкин направил письмо в правительство 17 января (копия письма есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил чиновник Минприроды).
Позицию Кобылкина и факт отправки его письма в правительство РБК подтвердила пресс-секретарь Минприроды Наталья Хлопунова. Представитель «Ростеха» от комментариев отказался.
Почему Минприроды против «Ростеха»
В письме Кобылкин ссылается на данные Минпромторга, согласно которым в бизнесе, связанном с обращением с отходами, доля организаций малого предпринимательства достигает 82,5%. Поэтому создание федерального оператора на этом рынке в условиях рыночной экономики повлечет за собой «негативные экономические последствия» для субъектов предпринимательства, в том числе таких малых предприятий, и приведет к «ущемлению их прав по ведению предпринимательской деятельности», указывает глава Минприроды. Ущемление прав, по его мнению, возможно в связи с появлением у малых предприятий обязанности по заключению договоров на передачу отходов, образованных в процессе деятельности, «исключительно» с этим федеральным оператором.
Кобылкин также отметил, что предложение противоречит целям и задачам Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года, а также требованиям антимонопольного законодательства.
«Такой документ в ФАС не поступал, в связи с чем комментировать его не представляется возможным», — сообщил РБК представитель службы.
Что относится к отходам III–V классов
Отходы III–V классов очень разнородны, к ним относятся как отходы от добычи полезных ископаемых (буровые нефтяные шламы и отвалы пород после добычи золота), так и лом металлов от бывших в употреблении труб, дерево, строительный мусор и так далее, говорил РБК Георгий Малютин, основатель и владелец группы компаний MGS Group (вывозит в том числе эти отходы в Москве). «Обычно сбор, хранение и утилизацию такого рода отходов компании организуют собственными силами или силами своих специализированных подрядчиков. Часть таких отходов используется для собственных нужд, в том числе в строительстве и обустройстве дорог», — указывал он.
Свою позицию по обращению Чемезова в правительство также представил Минпромторг (у РБК есть копия письма, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник). В письме заместителя руководителя ведомства Виктора Евтухова в Минприроды от 31 декабря говорится, что федеральному оператору по обращению с промышленными отходами (в случае его создания) будет необходимо осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III–V классов опасности самостоятельно или с привлечением других операторов на основании договоров и федеральной схемы обращения с такими отходами.
При этом Евтухов подчеркнул, что этот «вопрос требует детальной проработки». По его словам, Минпромторг готов рассмотреть предложения «Ростеха» «при их поступлении в установленном порядке». Представитель Минпромторга не ответил на запрос РБК.
Зачем «Ростеху» промышленные отходы
В письме Гордееву глава «Ростеха» предлагал создать федерального оператора по обращению с промышленными отходами и наделить этими функциями саму госкорпорацию. «Порядок обращения с техногенными отходами (отходами производства) III–V классов законодательно в настоящее время не определен, правоотношения в данной сфере не урегулированы», — отмечал он.
Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов оценил объем образующихся в России промышленных отходов более чем в 6,2 млрд т в год. По его словам, основная масса — это отходы IV–V классов, 70% из них образуются в Сибири и представляют собой отвальную породу после добычи угля. Примерная стоимость вывоза и складирования отходов III–V классов составит около 1,4 трлн руб. в год, считает эксперт.
«На сегодняшний день активно никто не занимается [такими отходами], так, от случая к случаю, понемножку, а на таком профессиональном уровне пока никто этим не занимается», — сказал Чемезов РБК 25 декабря, объясняя необходимость создания такого оператора. Он добавлял тогда, что Гордеев сказал «да» и готов поддержать предложение «Ростеха» и ждет только решения Дмитрия Медведева, который на тот момент занимал пост премьера.
Однако 15 января стало известно об отставке правительства Медведева. Новым главой правительства стал экс-глава ФНС Михаил Мишустин, а Гордеев не вошел в его кабинет министров.
По словам председателя совета директоров ГК «Чистый город» (региональный оператор по обращению с отходами, работающий в пяти регионах), главы профильного комитета «Опоры России» Полины Вергун, крупные предприятия утилизируют промышленные отходы самостоятельно или же силами своих подрядчиков. Транспортировкой строительных и других распространенных промышленных отходов и их доставкой до лицензированных объектов утилизации сегодня занимаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами либо другие операторы. «Федеральный оператор по промышленным отходам, если бы он был назначен, не смог бы самостоятельно вывезти и распорядиться всеми этими отходами, поскольку для их утилизации невозможно подобрать одну типовую технологическую конструкцию, для большинства предприятий она индивидуальная», — указывает Вергун. По ее мнению, если на этот рынок придет федеральный оператор, ему придется пользоваться услугами перевозчиков, которые уже существуют на рынке, заключая с ними договоры на субподряд. Таким образом, позиция Минприроды о защите интересов малого бизнеса аргументирована, заключает она.