Росавиация останется без общественного совета из-за «ВИМ-Авиа»
Общественная палата (ОП) предложила расформировать общественный совет при Росавиации после коллапса «ВИМ-Авиа». «По итогам оценки деятельности общественного совета при Росавиации рекомендуется прекратить деятельность указанного совета ввиду его неэффективности», — говорится в резолюции рабочей группы Общественной палаты, копия которой имеется в распоряжении РБК. Ее подлинность подтвердил РБК источник в правительстве.
Резолюция была утверждена членами Общественной палаты 10 октября 2017 года. Вопрос о ликвидации общественного совета при Росавиавции должен был рассматриваться на заседании правкомиссии по координации деятельности «открытого правительства» в среду, 20 декабря.
Но вопрос убрали из повестки дня по просьбе секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева, который не смог присутствовать на заседании в среду, заявил РБК представитель Общественной палаты и подтвердили в «открытом правительстве».
«Данный вопрос стоял в повестке, но принимая во внимание, что Валерий Фадеев не смог принять участие, вопрос на обсуждение будет вынесен на следующем заседании», — сказали в ОП. Дату следующего заседания там не называли.
Вопрос об эффективности работы общественного совета поднят после ситуации с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», которая в сентябре прекратила полеты из-за финансовых проблем, оставив за рубежом почти 40 тыс. пассажиров, рассказал РБК директор Международной ассоциации аэропортов, член общественного совета при Росавиации Сергей Никотин. Источник в Минтрансе подтвердил РБК, что Общественная палата планирует ликвидировать совет из-за ситуации с «ВИМ-Авиа».
Чем занимается совет
Общественный совет при Росавиации является постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля. Совет осуществляет общественный контроль за деятельностью Росавиации, включая мониторинг качества оказания услуг, реализацию контрольно-надзорных функций и т.д. Общественный совет вправе рассматривать ежегодные планы деятельности агентства и публично обсуждать его планы.
К решению проблемы с пассажирами «ВИМ-Авиа» пришлось подключиться президенту Владимиру Путину, который объявил министру транспорта Максиму Соколову о неполном служебном соответствии. Путин был недоволен тем, что критерии проверки авиакомпаний, по сути, не выполняют своей функции. «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят? Если ничего не видно за ними, что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может», — заявил Путин, обращаясь к Соколову, который, по словам президента, накануне сказал ему, что «ВИМ-Авиа» полностью соответствовала всем критериям, предъявляемым к перевозчикам.
По словам Никотина, на заседании общественного совета при Росавиации 15 декабря было решено усилить контроль за реализацией решений, которые принимает Минтранс, и более подробно освещать деятельность совета. «На мой взгляд, наш общественный совет работает очень хорошо», — говорит Никотин.
Уже после выхода публикации секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев заявил, что Общественная палата и Росавиация нашли «плавное решение» и совет не будет упразднен. Совет покинули пять неактивных членов и в январе будет донабор, рассказал Фадеев. Палата будет уделять более пристальное внимание к авиационным вопросам, таким как овербукинг, багаж на борту, отметил он.
Спустя два месяца после критики на совещании у Путина в отставку был отправлен замминистра транспорта Валерий Окулов, который курировал в министерстве авиацию. Под критику попали и чиновники Росавиации. Еще в конце сентября Генпрокуратура заявила, что Росавиация знала о массовых нарушениях прав пассажиров «ВИМ-Авиа», но не проконтролировала, насколько авиакомпания соблюдала федеральные авиационные правила, в том числе в части соответствия ее финансово-экономического состояния и наличия необходимого количества самолетов.
Тогда же ведомство предложило Соколову рассмотреть вопрос о соответствии руководителя Росавиации Александра Нерадько занимаемой должности. Минтранс направлял в правительство представление об увольнении Нерадько, но отставки не последовало, заявил 15 декабря профильный вице-премьер Аркадий Дворкович.
Единственное публичное наказание, которое понесла Росавиация из-за коллапса «ВИМ-Авиа», — выговор от премьер-министра Дмитрия Медведева заместителю главы агентства Олегу Сторчевому.