Набиуллина сообщила о трудностях российского бизнеса с закупками пуговиц
Из-за санкций российские швейные производства столкнулись с трудностями в приобретении швейной фурнитуры, в том числе с нехваткой пуговиц. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Трансляцию вел РБК.
Глава Центробанка говорила о том, что структурная перестройка российской экономики может занять достаточно длительное время, а до тех пор проблемы у производителей могут возникать даже в том случае, если производство организовано «с высокой степенью локализации». В качестве примера она привела швейное производство, которое столкнулось с нехваткой европейской фурнитуры.
«Например, пуговицы. Их много где делают. Но вот как предприятия нам говорят, по их оценкам, поиск новых партнеров, [перестройка] логистики — может занимать до нескольких месяцев. То же самое, например, с бумажной промышленностью: древесина у нас вся российская, но отбеливающие химикаты были импортными. Сейчас производители переключаются на альтернативных поставщиков, занимаются разработкой собственных химикатов, но [на это] тоже нужно время. В пищевой промышленности сырье отечественное, но привычной иностранной упаковке нужно срочно искать замену. И все это занимает время», — сказал Набиуллина.
По словам Набиуллиной, главное то, что сам процесс структурной перестройки экономики уже запущен. «Именно структурная перестройка будет определять ситуацию в экономике в течение нескольких кварталов», — подчеркнула она.
«Это, по сути, все экономические связи: рынки сбыта, география экспорта, импорта, доля в экономике разных отраслей, степень локализации производства, уровень включенности в международные экономические цепочки и распределение рабочей силы по секторам, спрос на специалистов определенных специальностей, уровень технологичности производственных процессов и так далее, и так далее. И практически все это должно претерпеть сейчас изменения», — пояснила глава ЦБ.
Также, по ее словам, с трудностями столкнутся российские экспортеры, которым придется выстраивать новые цепочки логистики, так как для российских кораблей закрыты многие порты, а также действуют ограничения для российских перевозчиков в ЕС. Чтобы развивать новые логистические направления, придется создавать новую инфраструктуру. «И это нам под силу. Это тоже потребует времени. Трудности проявляются во всех секторах и у больших, и у малых компаний. И задачи финансовой сферы тоже должны быть переориентированы именно на поддержку такой структурной перестройки нашей экономики, наших предприятий», — считает Набиуллина.
В середине апреля спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что для нее стал открытием тот факт, что Россия импортирует гвозди, несмотря на производство металла в стране.
Российские промышленники в ответ заявили, что готовы нарастить мощности по производству гвоздей в России, если это будет поддерживаться со стороны государства. При этом гендиректор «Северстали» Александр Шевелев говорил РБК, что около 77% потребления гвоздей в России покрывается отечественными производителями, страна также выступает крупным экспортером этой продукции, в основном в страны СНГ.
Дмитрий Миридонов, гендиректор компании Prof-met, которая производит саморезы, говорил РБК, что производить гвозди проще, чем саморезы, однако стоимость российского сырья (проволоки, из которой делаются гвозди) слишком высока и себестоимость в итоге получается выше конечной стоимости.
По данным Минпромторга, импорт гвоздей в Россию обеспечивается в основном Белоруссией, которая поставляет в Россию 2 тыс. т гвоздей в месяц, в основном латунные и мелкие гвозди.
В данным 2020 года, гвозди в Россию импортировали два основных поставщика: Белоруссия и Китай. Они поставляли соответственно по 84,3 и 10,7% от общего объема импорта, еще 2,1% приходилось на продукцию из Финляндии, доля других стран составляла примерно 2,9%.
В России гвозди производят Вяртсильский метизный завод (ВМЗ) в Сортавале (Карелия), Магнитогорский метизно-калибровочный завод (ММК-МЕТИЗ), Волгоградский канатный завод холдинга «Северсталь» и другие компании.