Застройщики начали искать замену европейским лифтам в Китае и Корее
На лифты западных производителей приходится почти 30% российского рынкаПочти 30% лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы, рассказал РБК представитель Минпромторга. На лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13% и еще 15% — на Белоруссию, отметили в ведомстве.
Российские застройщики, использующие европейские и американские лифты в своих проектах, уже начали искать аналоги, а производители — пути локализации недостающих деталей. Но в производстве лифтов на территории России около 30% импортных комплектующих, предупреждает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов.
Какие зарубежные лифты больше не ввозят в Россию
Западные компании, включая производителей лифтов, начали останавливать поставки в Россию в ответ на продолжающиеся боевые действия на Украине. В целом, по подсчетам Fortune, с 24 февраля, когда началась военная операция, 165 иностранных компаний полностью прекратили работу в России, 186 компаний приостановили операции и еще 26 сократили некоторые операции и заявили об остановке инвестиций.
Американская Otis на прошлой неделе перестала принимать новые заказы на лифты и эскалаторы. В компании заверили, что продолжат выполнять существующие договоренности и «по мере возможности» предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования. По данным Otis, доля России в выручке компании составляет около 2%.
Otis — единственная зарубежная компания, у которой здесь локализовано производство лифтов, она собирает их в Петербурге. Среди лифтов, установленных в России в 2021 году, на Otis приходится около 16%, и большинство из них произведено в России. Крупнейший производитель лифтов в России — Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ; входит в группу компаний «Дом.РФ») занимает около 20% рынка. Гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко рассказывал в интервью РБК в конце 2021 года, что завод планирует нарастить эту долю до 30–35%.
У Otis есть совместное производство с ЩЛЗ «Щербинка Отис Лифт» (у Otis — 55%, у российской компании — 45%), которое производит лебедки для лифтов. Этот завод продолжает работать и принимать заказы, говорят в пресс-службе ЩЛЗ. В пресс-службе Otis не ответили на вопрос о работе этого производства, сославшись только на официальное сообщение компании о приостановке новых контрактов в России.
Финский производитель лифтов и эскалаторов KONE также временно прекратил поставки в Россию и подписание новых контрактов. На компанию в 2021 году пришлось, по данным Российского лифтового объединения, менее 2,5% российского рынка. В российской пресс-службе KONE отмечают, что компания остается на российском рынке, но не уточняют, когда поставки будут возобновлены. Немецкая TK Elevator (бывшая Thyssenkrupp Elevators) заявила, что немедленно ставит на паузу новый бизнес в России. На этого производителя приходится около 1% поставок.
В России продолжает работать представительство швейцарской компании Schindler, компания исполняет заключенные договоры на поставку, монтаж, обслуживание лифтового и эскалаторного оборудования. В сообщении российского представительства не сказано, принимает ли компания новые заказы, штаб-квартира компании не делала заявлений. О приостановке поставок в Россию не заявляли и некоторые другие европейские производители лифтов, например греческая Kleemann и французская Sodimas. Доли этих производителей на рынке в прошлом году составили менее 1% (у каждой). РБК направил запросы в TK Elevator, Schindler, Kleemann и Sodimas.
Где найти замену западным лифтам
Лифты, произведенные западными компаниями, в России используются прежде всего в коммерческом строительстве, например для торговых и бизнес-центров, высотных зданий, а также для жилья в ценовом сегменте выше среднего. Застройщики уже начали искать альтернативы этим производителям на азиатских рынках.
«Ситуация с лифтами сейчас сложная. Привычная линейка производителей в более высоких ценовых сегментах недвижимости меняется», — говорит директор по строительству ГК «Гранель» Андрей Зимонов. По его словам, компания ведет переговоры с поставщиками импортного оборудования по исполнению заключенных договоров и рассматривает в качестве альтернативы продукцию корейской компании Sigma. «Но точного понимания ценовой политики и сроков поставки пока нет», — говорит Зимонов. В массовом сегменте компания закупает и продолжает закупать лифты у отечественных производителей. РБК направил запрос в Sigma.
Директор по закупкам и тендерам группы «Самолет» Артем Блинов рассказал, что компания в последние две недели перевела все заказы на российские заводы. Доля импортных лифтов в проектах «Самолета» всегда была небольшой и составляет около 5%: это лифты KONE и Otis, которые устанавливаются на высотных объектах, все они уже поставлены, говорит Блинов. «Рассматриваем новые закупки на рынках Турции и Китая, — сообщил он. — Отечественные производители также освоили выпуск высокоскоростных лифтов для высотных зданий».
Ранее у российских компаний не складывалось активного сотрудничества с китайскими производителями лифтов, говорит Харламов. Он связывает это с тем, что они требовали частой замены запчастей, которые нужно было заказывать из Китая, и это осложняло обслуживание.
А девелоперская компания «Мармакс» пока не ведет переговоры с новыми поставщиками, говорит ее коммерческий директор Валерия Русакова. Она надеется, что лифты Otis можно будет продолжить закупать, но уже в Китае, где у группы есть подразделение с полным циклом производства. Но это приведет к увеличению сроков поставок.
Насколько независимы российские производства
По данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции.
В России есть заводы, которые готовы изготавливать лебедки для лифтовой отрасли. «Но здесь нужна будет поддержка Минпромторга как с точки зрения гарантирования объемов заказов, так и денег на модернизацию», — считает Харламов. Кроме того, в станциях управления лифтами используется микроэлектроника из Китая и Тайваня. «Если будут остановлены поставки этой микроэлектроники, возникнут сложности у производителей станций управления для лифтов», — предупреждает эксперт. Проблемы с чипами начались еще год назад, а сейчас запасы у производителей, по его оценкам, есть на три-шесть месяцев.
Но в пресс-службе Минпромторга заверили РБК, что «критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается». «В случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки», — говорят там.
На ЩЛЗ работа по замене импортных комплектующих на российские разработки-аналоги началась в прошлом году, и сейчас доля импортной составляющей в продукции не превышает 10%, говорят в пресс-службе завода. Импортные комплектующие могут быть заменены на другие компоненты без ущерба качеству продукции, уверены там. «Дефицит импортных составляющих возможен, но мы прорабатываем все пути замещения, чтобы минимизировать трудности в производстве и сохранить эффективность работы завода», — заверили в пресс-службе ЩЛЗ.
У другого производителя лифтов, завода «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ), европейские составляющие не превышают 5% от всего объема поставок, говорят в пресс-службе группы ПИК, крупнейшего застройщика жилья в России, в структуру которого входит этот завод. При этом ПИК не использует импортные лифты в строительстве жилья в России, добавили там.
В России работают более 20 российских производителей лифтов, их загрузка составляет около 75%, подчеркивают в Минпромторге. «Дефицита лифтового оборудования не ожидается, российские предприятия готовы полностью закрыть потребность в лифтах, в том числе в рамках замены лифтов в жилых домах», — уверены в министерстве.
Чем отличаются западные лифты от российских
Высотность зданий, на которые возможно поставить лифты российского производства, ограничена, говорит гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов: их нельзя установить, например, в небоскреб. При этом производители ведут разработки, проводят испытания для совершенствования продукции, добавляет эксперт.
Лифты Щербинского лифтостроительного завода пока монтируются на высоту до 110 м, то есть 42 этажа, а скорость их движения составляет 2 м/с, говорят в пресс-службе завода. ЩЛЗ поставляет лифты как для стандартных жилых домов, так и для домов бизнес-класса и офисных центров. На заводе «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ) также есть разработки для сегмента бизнес-класса, говорят в пресс-службе ПИК.
В пресс-службе Минпромторга отмечают, что при содействии ведомства «ведущими российскими организациями» сейчас уже ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных скоростных лифтов и комплектующих к ним. К скоростным лифтам в министерстве относят подъемники со скоростью выше 2,5 м/с. МЭЛ работает над увеличением скорости лифтов с 2,5 до 4,5 м/с. Для сравнения: Otis устанавливает в небоскребах лифты со скоростью 12 м/с.